Плотины, дамбы и шлюзы в ландшафтах Павловского парка

Ольга Волкова, специалист по изучению и популяризации объектов садово-паркового искусства и ландшафтной архитектуры Павловского парка

В формировании художественного облика парка особое место принадлежит сооружениям, связанным с существующими водоемами, с системой обводнения территории и видами водных устройств. Гидротехнические сооружения (плотины, дамбы, шлюзы, водоспуски и перепады) играют большую роль в композиции парка в целом, так как принадлежат окружающему пейзажу. Полноценное архитектурное решение таких объектов позволяет полнее выявить и показать все разнообразие декоративных свойств воды и тем самым значительно обогатить парковые пейзажи.

Мосты – неотъемлемый элемент живописного садово-паркового ландшафта. Трактовка воды в форме свободных, извилистых очертаний берегов, островов, русел рек и ручьев приводит к необходимости сооружения разнообразных мостов для соединения разделенных водой участков парка. Помимо своего прямого назначения, мосты играют большую роль в пространственном построении пейзажей, разделяя пространства и замыкая перспективы. Широкие пролеты арочных мостов служат архитектурной «рамой» для пейзажей.

Плотины и водоспуски бывают разных конструкций – бетонные, каменные, деревянные. Разнообразие их типов обусловлено эксплуатационными достоинствами каждого из них, а также их композиционными возможностями. На бетонных плотинах применяются различные конструктивные и композиционные решения перелива воды через гребень: одной сплошной пеленой воды, водопадом или системой каскадов. Водоспуски в сочетании с декоративными устройствами применяются при сооружении на водотоках, расположенных на участках с незначительным падением рельефа. Здесь для водослива создается подобие живописного нагромождения камней, либо поток воды может рассекаться на ряд отдельных струй плитами, уложенными с промежутками на гребне плотины, одновременно служащими для перехода с одного берега на другой. В Павловском парке среди разнообразия гидросооружений наибольший интерес представляют мосты с плотинами – Висконтиев, Пиль-башенный и Черный, а также два каскада – Большой и Руинный

Мост-плотина Висконтиев

Один из красивейших мостов в долине реки Славянки, соединяющий два парковых района – Старую Сильвию и Большую звезду. Однопролетный каменный мост из пудостского известняка с плавно поднимающейся проезжей частью и аркой с львиной маской на замковом камне был сооружен в 1803 году архитектором А.Н. Воронихиным на месте старого деревянного моста. При строительстве главную роль играл каменных дел мастер Карло Висконти, в честь которого мост и получил свое название. Плотину под устоями строил инженер И. де Фриз.

Пролетное строение моста состоит из двух монолитных железобетонных плит, выдвинутых на 1,4 м и заделанных в устои. Длина моста по задним устоям 22,20 м. Полная ширина – 14,40 м, ширина проезжей части – 5,00 м. Радиус центральной кривой арки – 6,3 м. Материал облицовки, профилированного карниза и замкового камня с горельефной маской – известняк светло-серого цвета. Перильное ограждение моста двухстороннее, состоящее из каменных перильных тумб и кованых железных решеток. Шесть перильных тумб расположены в пролетной части и 12 – на устоях моста, расширяющихся по концам. Высота тумб – 0,98 м. Особую выразительность мосту придают большие каменные вазы, установленные по сторонам моста на высоких массивных устояхволнорезах. Облицовка устоев – плитная, навесная, из известняка. Основание устоев – свайное. Мост имеет плотину, поднимающую воду в р. Славянке. Плотина сборно-разборная с постоянным верхним прогоном и съемными металлическими стойками. В плотине шесть водосливных пролетов, перекрываемых съемными деревянными щитами.

В 1944 году при отступлении из Павловска фашисты взорвали мост. В 1964 году он был восстановлен. Недостающие звенья решетки выполнены СНРПМ АПУ ЛГИ* под руководством архитектора А.А. Кедринского. Последний ремонт моста датируется 1975–1977 годами.

Мост-плотина Пиль-башенный

Мост-плотина Пиль-башенный

В 1793 году при освоении участков парка, получивших впоследствии названия Старая Сильвия и Большая звезда, на р. Славянке была сооружена плотина и построен деревянный мост. В 1807–1808 годах вместо разобранной водяной мельницы и деревянного моста с перилами строится новый каменный мост по проекту архитектора А.Н. Воронихина. Непосредственным руководителем строительства моста был каменных дел мастер К. Висконти. В сооружении плотины принимал участие инженер И. де Фриз. Арочный проем моста и чугунные перила тонкого ажурного рисунка составляют целостный архитектурно-художественный ансамбль на границе двух участков долины р. Славянки.

Мост однопролетный, железобетонный, арочный, используется как для пешеходного, так и для автомобильного движения. Пролетное строение моста состоит из двух монолитных железобетонных арок, выдвинутых на 0,4 м в каждую сторону относительно продольной оси моста. Длина моста по задним устоям 31,00 м, полная ширина – 8,74 м, ширина проезжей части – 7,15 м. Ширина бетонной арки в средней части – 4,44 м. Арки, облицованные известняком светло-серого цвета, соединяются между собой монолитными железобетонными перемычками. Из известняка выполнены карниз, обработанный валом, и замковый камень в виде прямоугольной невысокой пирамиды.

Перильное ограждение моста – двухстороннее, состоящее из отдельных звеньев решетки (пять звеньев расположены на западной стороне, четыре – на восточной). Расположение звеньев между металлическими опорами-столбами в виде колонн. Снаружи решетка укреплена металлическими контрфорсами, на концах заделана в каменные тумбы высотой 0,98 м. Опоры моста каменные, массивные, выполнены из бетона с плитной навесной облицовкой. Длина устоев – 8,75 м. Материал облицовки – известняк, а двух нижних рядов – гранит светло-серого цвета. Кладка устоев завершена известняковыми карнизными плитами, обработанными валом. Основание устоев – свайное полотно из сосны. Непосредственно к устоям примыкают железобетонные берегоукрепления.

Плотина сборно-разборная с постоянным верхним прогоном и съемными металлическими стойками. Для устойчивости плотины в середине пролета установлен бык, с каждой стороны которого расположены по четыре водосливных пролета: два шириной 1,3 м и два шириной 1,4 м. Пролеты между стойками перекрываются съемными деревянными щитами-шандорами.

В 1944 году при отступлении фашистов из Павловска мост был взорван, вместо него был построен временный деревянный мост. В 1965 году по проекту института «Ленгипроинжпроект» мост был восстановлен. Недостающие звенья решетки и перильные тумбы выполнены СНРПМ АПУ ЛГИ под руководством архитектора А.А. Кедринского. Последний реставрационный ремонт моста осуществлен в 2013 году.

Мост-плотина Черный

Мост-плотина Черный

Однопролетный пешеходный мост с плотиной находится в русле р. Славянки между правым берегом и островком, образованным путем устройства нового русла реки по проекту архитектора Ч. Камерона в 70-х годах XVIII века. Первоначально мост был деревянным, но уже в 1791 году перестроен в камне. В 1802 году построен новый мост, названный Черным, с каменными устоями и металлическими перилами. Во время войны мост пострадал незначительно. В 1964 году по проекту института «Ленгипроинжпроект» произведен капитальный ремонт моста с возвращением на историческое место ажурной решетки. Недостающие звенья решетки и контрфорсы выполнены СНРПМ АПУ ЛГИ под руководством архитектора А.А. Кедринского.

Пролетное строение моста состоит из двух монолитных железобетонных плит. На опорах моста пролетные плиты соединяются между собой монолитными железобетонными перемычками. Длина моста по задним устоям – 17,1 м. Полная ширина – 8,97 м, ширина проезжей части – 3,6 м. Нагрузка на мост составляет 400 кг/м². Перильное ограждение моста двустороннее, состоящее из 12 столбов и ажурной решетки между ними. Устои моста п-образные каменные, с плитной облицовкой гранитом серого цвета. Основание устоев выполнено в виде свайного поля, состоящего из 13 свай. Непосредственно к устоям примыкают железобетонные берегоукрепления. Плотина выполнена сборноразборной с постоянным течением. В плотине шесть водосливных отверстий, каждое шириной 1,35 м. Между берегами по всей длине моста забит конструктивный шпунт.

Каскад Руинный

Руинный каскад

Каскад находится между районами Павловского парка (Старая Сильвия и Новая Сильвия), в конце Нижнего Старосильвийского пруда перед Пиль-башенным мостом. Он сооружен в 1794 году по проекту Винченцо Бренны инженеромгидротехником И. де Фризом и предназначался для сброса паводковых вод из Нижнего Старосильвийского пруда в р. Славянку, равно как и для создания подпора для подъема воды в пруду. Сооружение представляет собой земляную дамбу длиной по гребню 16,00 м и шириной гребня 18,00 м, в теле которой устроена водоводная галерея и проложена донная опорожняющая труба. В верхнем бьефе каскада выполнен оголовок в виде «ныряющей стенки», оборудованной затвором. В нижнем бьефе выполнен низовой оголовок в виде двухъярусной подпорной стенки, декорированной под руины.

Центральная часть каскада ограждена с одной стороны перилами из неокоренных березовых стволов, укрепленных на четырех каменных тумбах. На двух центральных тумбах установлены вазы, на тумбах-пьедесталах по обеим сторонам моста – фигуры лежащих львов, выполненных из песчаника. Вазы и фигуры львов нарочито сделаны так, как если бы они были повреждены временем: вазы без ручек, фигуры источены, по бокам плотины разбросаны каменные плиты и обломки, ложе каскада в сторону р. Славянки загромождено камнями, среди которых фрагменты скульптур. Модный в конце XVIII века стиль подражания античной архитектуре и сентиментализму воплощен в этом сооружении. Закрытый шлюз-регулятор каскадного типа является памятником инженерного искусства конца XVIII–XIX веков. Верховой оголовок раструбного типа имеет в центре четырехугольное отверстие водовода, перекрываемое затвором. Параметры отверстия: ширина – 1,05 м, высота – 0,96 м. Водовод, проходя под плотиной, на уровне последней трети расширяется под углом 30° и создает при выходе на противоположную сторону в нижнем бьефе каскад шириной во всю плотину, падающий с высоты двух метров.

На входе водовод разделен на три части путем устройства двух каменных рассекателей сечением 0,95х0,50 м, в силу чего вода из водовода выходит тремя струями. Стена каскада представляет собой двухъярусное каменное сооружение. В нижнем ярусе помещены три арки глубиной 1,6 м. Выходные отверстия в верхней части перекрыты плитами, опирающимися на полосовое железо, встроенное в столбы, рассекатели и боковые стены каскада. Под плитами перекрытия образована щель высотой 20 см, через которую вода падает вниз и образует поток.

В 1833-м и 1877 году проводились реконструкции каскада, преследовавшие в основном технические цели. В 2018 году проведен капитально-реставрационный ремонт каскада с очисткой и восстановлением каменных элементов, русла каскада и водоводной галереи и перил из березовых стволов.

Каскад Большой

Большой каскад

Архитектурно-гидротехническое сооружение находится в ландшафте долины р. Славянки и предназначено для перепуска расходов воды из Вокзального пруда по открытому каналу и подземной трубе в Круглое озеро. Первоначальный облик каскада по проекту, Ч. Камерона 1786 году имел вид руины – полуразрушенной стены, сложенной из плит пудостского известняка и булыжников, с площадкой наверху. В 1792–1794 годах архитектор Винченцо Бренна при участии русского мастера К. Афанасьева придал каскаду классический вид, типичный для итальянских садов. Каменная стена высотой 4,5 м, в центре которой расположена чугунная труба для стока воды, завершалась балюстрадой из семи балясин с декоративными вазами. Высота балюстрады – 80 см.

На входе в водоподводящую трубу диаметром 30 см расположен прямоугольный железобетонный шлюз-регулятор, внутри которого устроены пазы для шандоров. Глубина колодца – 1,9 м. Вода с шумом должна была низвергаться вниз по заросшим мхом камням и изливаться в Круглый пруд. По сторонам стены установлены два устоя из известняка на растворе для размещения на них каменных ваз. Средняя часть стены обработана плоской полуциркульной нишей с круглым отверстием в нижней части для воды, поступающей по водоподводящей трубе. Со стороны нижнего бьефа сооружения выполнено крепление из каменных набросков. Средний диаметр камня 150–200 мм.

Большой каскад является памятником инженерного искусства XVIII века. В 2013 году на каскаде производились реставрационные работы с восстановлением разрушенной кладки известняковых камней стены и разрушенного крепления каменной наброски, с очисткой каменного декора и водоподводящей трубы от иловых отложений.

Требуется обводнение

Главной проблемой Большого каскада, как и других гидротехнических сооружений и водных систем Павловского парка, является обводнение. С начала XIX века общими источниками водоснабжения Павловска служили Таицкие, Орловские и Демидовские ключи. Эти же источники были основными для питьевого и хозяйственного водоснабжения прилегающих населенных пунктов. Поступление воды в водоемы Павловского парка происходило по нескольким магистралям:

• из системы водоемов пушкинских парков по Тярлевской водной магистрали;

• из Таицкого водовода по Софийско-Павловской водной магистрали; • из Орловского водопровода;

• за счет транзитного стока р. Славянки с подпиткой из р. Ижоры по водоводу Ижора – Славянка.

Интенсивность водоснабжения парковых водоемов была непостоянной и зависела от степени обеспечения водой городов Пушкин и Павловск. С ростом населения и развитием промышленности «парковая» водная составляющая неуклонно сокращалась и к началу XX века перешла критическую черту. В итоге парковые водоемы практически остались без внешних источников водоснабжения.

Во время Великой Отечественной войны почти все водные магистрали между городами Пушкин и Павловск были разрушены. Проблема обводнения водных систем парков актуальна и сегодня. Без организации специального источника невозможно достигнуть регулярного необходимого водообмена и вернуть парковым водоемам былую красоту.

Примечание

* СНРПМ АПУ ЛГИ – Специализированные научно-реставрационные производственные мастерские архитектурно-планировочного Управления Ленгорисполкома

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс