«Экологическая повестка Российской Федерации и международное сотрудничество»

П.В. Ильичев, директор Департамента ДМО МИД России

Природоохранная деятельность выделяется среди приоритетов Российской Федерации на международной арене, что нашло свое отражение в обновленной Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом страны В.В. Путиным 31 марта текущего года. Столкнувшись с глобальными экологическими вызовами, международное сообщество постепенно пришло к пониманию важности единых подходов в борьбе за сохранение природы во имя будущих поколений. В 2015 году были приняты Цели устойчивого развития, в которых нашла свое отражение забота о мире, окружающем человека.

Россия убеждена, что в работе на указанном направлении нет места политизации, так как прогресс здесь возможен только при условии равноправного взаимодействия всех государств. Исходим из того, что лишь такой подход способен приблизить нас к реализации концепции развития в гармонии с природой.

Приверженность России международным процессам по защите окружающей среды отражается на наших приоритетах в работе на различных политических и экспертных площадках. При непосредственном российском участии природоохранная проблематика получает повышенное внимание в ШОС, СНГ, ЕАЭС и БРИКС. Для рассмотрения актуальных вопросов трансграничного сотрудничества, рационального использования природных ресурсов, сохранения экосистем и биоразнообразия в нашей стране проводятся такие международные мероприятия, как Невский экологический конгресс, Форум «Экология». Последовательно привлекаем деловые круги к вопросам экологически ответственного производства в рамках Петербургского международного и Восточного экономических форумов (в рамках последнего организуются специализированные природоохранные события: в 2022 году – Международный форум по сохранению тигра, в текущем году – Международный форум «День сокола»).

На площадке ООН Россия активно участвует в общих усилиях на природоохранном направлении в рамках нескольких десятков специализированных переговорных процессов и международно-правовых инструментов. Среди важнейших из них – Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК ООН) и Парижское соглашение, Конвенция о биоразнообразии и конвенции, регулирующие международный оборот опасных химических веществ и отходов (Базельская, Роттердамская и Стокгольмская), Межправительственный переговорный комитет по разработке договора по борьбе с загрязнением пластиком, Форум ООН по лесам. К каждому из этих треков российские делегации с участием экспертов Министерства иностранных дел, профильных ведомств и научных центров подходят с установкой на достижение осязаемого результата, который бы одновременно способствовал экономическому развитию нашей страны.

Как уже упоминалось, практика работы российской дипломатии на природоохранном направлении ООН основана на взаимоуважительном сотрудничестве со всеми без исключения партнерами при обоюдном учете интересов и озабоченностей. К сожалению, коллективный Запад встречного настроя на конструктивное взаимодействие, несмотря на громкие заявления об обратном, не демонстрирует. Развитые страны не оставляют настойчивых, а подчас грубых попыток подмять под себя международные природоохранные механизмы. Пользуясь рычагами финансового влияния, часто прибегая к откровенным процедурным нарушениям, они пытаются закрепить свои экологические стандарты на международном уровне для продвижения собственных технологий на новые рынки.

Так, западные государства порой без должного научного обоснования безапелляционно объявляют «неэкологичными» доступные источники энергии и проверенные временем материалы, игнорируя жизненные потребности развивающихся государств, которые попросту не могут позволить себе от них отказаться по экономическим причинам. При этом представители США и Евросоюза предпочитают не вспоминать об обязательствах по финансовой поддержке «зеленых» преобразований в наиболее бедных странах, данных в обмен на согласие последних участвовать в международном природоохранном процессе.

Показательна в этом плане эволюция подходов Запада к каменному углю. В ходе 26-й сессии Конференции сторон РКИК ООН в Глазго в 2021 году немало баталий развернулось вокруг того, что делать с его использованием: прекратить или сократить. В конечном счете из-за твердой позиции развивающихся стран была согласована формулировка о «постепенном снижении» применения угля. Однако уже в 2022 году западные государства, столкнувшись с дефицитом энергоносителей, оперативно возобновили работу своих угольных шахт и нарастили его производство. Очевидно, что столь лицемерный подход в связке с дискриминационными торговыми практиками (такими, как пограничный корректирующий углеродный механизм ЕС) вызывает у многих подозрения, что западные страны попросту пытаются законсервировать свое экономическое лидерство под благовидным предлогом защиты окружающей среды.

Действуя в схожем ключе, при рассмотрении сугубо практических вопросов, будь то оборот опасных химикатов или регулирование выбросов парниковых газов, европейцы и американцы «протаскивают» в соответствующие решения ссылки на непрофильную проблематику гендера, прав человека, миграции, международной безопасности. Попытки таким образом распространить западные модели общественного устройства никак не продвигают приоритеты защиты экологии. Они лишь вызывают противодействие мирового большинства. Своими действиями страны «золотого миллиарда» сеют недоверие ко всему природоохранному процессу, препятствуя таким образом достижению Целей устойчивого развития. Последнее особенно контрастирует с имиджем лидеров борьбы за будущее планеты, который они старательно создают себе все последние годы.

После начала специальной военной операции Киев при активной поддержке США и Евросоюза распространил призыв к Сторонам ряда природоохранных инструментов ООН о приостановке членства России в них. Очевидно, что подобный шаг поставит крест на перспективах глобальных усилий в этой сфере, поэтому международное сообщество не проявило к нему интереса. Киев и его спонсоры, однако, на этом не остановились. В настоящее время редкая многосторонняя встреча обходится без их попыток политизировать ее повестку антироссийскими реляциями. Европейцы же и вовсе приостановили реализацию всех совместных с нами трансграничных проектов в области защиты окружающей среды. Надо сказать, что такая готовность развитых стран принести в жертву экологию в угоду политической конъюнктуре не остается незамеченной мировым большинством, о чем партнеры делятся с нами в доверительных контактах.

Со своей стороны продолжаем развивать трансграничное сотрудничество с соседями в самых востребованных сферах: сохранении биологического разнообразия, развитии и укреплении системы особо охраняемых природных территорий, восстановлении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений. Совместно с центральноазиатскими партнерами запущена «Инициатива о создании Межрегиональной группы «Центральная Азия – Россия» в целях содействия выполнению задач Конвенции по борьбе с опустыниванием на период 2018– 2030 годов. Реализуются проекты по защите популяций редких представителей фауны и флоры, восстановлению ледников. Совместная работа в области охраны водных ресурсов также дает положительные результаты и способствует улучшению экологического состояния сопредельных водоемов, а с ним – и устойчивому развитию соседних экономик. В настоящее время мы реализуем девять межправительственных соглашений, основанных на принципах добрососедского, справедливого использования трансграничных вод с прибрежными странами.

Россия исходит из того, что работа на международном природоохранном направлении слишком важна и прогресс по этой линии не должен становиться заложником геополитических амбиций. С учетом этого мы продолжим активно поддерживать профильные международные усилия, в первую очередь под эгидой ООН. Руководствуясь принципами солидарности, наша страна на протяжении многих лет вносит существенный вклад в сокращение выбросов парниковых газов, охрану и восстановление биоразнообразия, сохранение природных богатств, создание и укрепление природоохранного потенциала сопредельных государств в смежных сферах. Продолжим укреплять сотрудничество с партнерами по СНГ и другими странами региона, а также с организациями системы ООН в интересах устойчивого развития и охраны окружающей среды.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс