Перспективные изменения законодательства в сфере экологии

Изменение закона «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

Начало действия – 1 сентября 2024 года

Карина Ивченко, руководитель общественной организации «Мусора.Больше.Нет», координатор проектов Союза эковолонтерских организаций

Суть. Теперь слово «органический», его производные и сокращения можно будет использовать на товаре только в том случае, если продукцию получили методом органического производства. Для этой же продукции можно использовать слова «экологический», «экологически чистый», «эко», «био» и «зеленый». Исключение – слово «зеленый». Его можно использовать при обозначении цвета или степени созревания продукта. Словосочетание «зеленый эталон» можно применять для маркировки товаров сельского хозяйства. Добавлю, что статус органической продукции можно получить только после прохождения специальной сертификации. Документ подтверждает, что в процессе производства соблюдались национальные и международные стандарты по производству органической продукции.

Мнение. Полностью поддерживаю эти изменения, которые сегодня как нельзя актуальны. В последние годы наблюдается рост интереса россиян к экотоварам, более половины покупателей, согласно разным исследованиям, более лояльно относятся к брендам, которые фокусируются на заботе об окружающей среде. Многие согласны, что такие товары могут стоить дороже, и даже готовы переплачивать за более безопасные для себя и окружающей среды продукты.

И тут возникает проблема с определением экологичности продукции. Мало кто знает, как действительно выглядят специальные маркировки товаров по типу «Листка жизни» или «Европейского цветка». Чаще всего потребители смотрят на состав, однако далеко не все названия добавок понятны (нереально запомнить наизусть все эти коды и буквы). От 40 до 60% людей обычно доверяют надписям «эко», «экологичный», «био». Примерно каждый пятый верит оформлению упаковки – зеленый цвет, листочки, элементы природы. По этим критериям делаются выводы, что товар безопасный и экологичный.

В итоге многие недобросовестные компании пользуются незнанием и доверием россиян. Так появился когда-то «гринвошинг». В целях маркетинга, повышения продаж некоторые компании на свои обычные товары добавляют надписи «экологически чистый», «эко», «био» и подобные, украшают упаковку зеленым цветом и природными мотивами. По факту же оказывается, что в составе есть небезопасные для здоровья человека и природы компонент

Информация о гринвошинге и некоторые разоблачительные истории привели к тому, что стал расти уровень недоверия населения к подобным заявлениям производителей. Согласно одному из опросов, треть покупателей уже не верят информации об экологичности, а от этого страдают и честные бренды, которые реально соблюдают критерии безопасности.

Надеюсь, закон реально решит озвученные проблемы. Но важно понять, как будет осуществляться контроль, кто будет проверять производителей, отслеживать товары, чтобы не допускать нарушений. Да и штрафы должны быть большими, иначе будет выгоднее откупиться за счет уже полученной прибыли от гринвошинга.

Изменение закона «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Начало действия – 1 января 2024 года

Суть. Согласно закону, производители и импортеры товаров должны будут постепенно наладить утилизацию упаковки своих товаров (сначала на 55%, а к началу 2027 года – на 100% массы упаковки). При этом к ретейлу, общепиту и небольшим производителям это требование применяться не будет. Задача – вернуть в хозяйственный оборот вторичные ресурсы и минимизировать объемы захоронения отходов. Утилизация будет считаться выполненной только в том случае, если сырье от отходов можно использовать для производства новых товаров, выполнения работ, оказания услуг, извлечения полезных компонентов для их повторного применения.

В специальный реестр внесут организации, которые имеют право на такую утилизацию. Закон регулирует, в каких случаях утилизацию производители выполняют сами, а в каких самостоятельное выполнение не допускается. Если кто-то не может обеспечить утилизацию, то будет платить экологический сбор (новый порядок ставок также прописали в документе).

Мнение. Радует, что все больше внимания уделяется проблеме отходов, обсуждаются возможности сократить мусор, который идет на свалку, и увеличить объемы того, что пойдет на переработку.

Производителей товаров, самостоятельно работавших над тем, чтобы их упаковка получила вторую жизнь, очень мало. Единицы организовывают прием своей упаковки, т. к. это лишние затраты сил и времени, которые не поощряются финансово. Такое делали в основном крупные компании, для которых подобные истории могли дать дополнительный пиар и лояльность экологически настроенных потребителей.

В ближайшие несколько месяцев появятся документы, где уже подробнее пропишут размеры экологических сборов, на что в итоге будут поступать средства от него, какие будут санкции к тем, кто не платит сборов. Поэтому пока говорить про это сложно. Будет здорово, если экологический сбор будет существенным, чтобы мотивировать в дальнейшем обеспечить переработку упаковки или упростить ее, уменьшить объемы. Хотелось бы, чтобы экосбор поступал в бюджет и далее поддерживал развитие инфраструктуры по сбору и переработке отходов от физических лиц, поощрял инициативы по разработке более экологичной упаковки и сокращению объемов мусора.

Пока до конца неясно, какую именно упаковку будут запрещать, какие материалы назовут более вредными для окружающей среды. Будем ждать, что в список попадет сложная, нестандартная по форме, цвету и материалам упаковка.

К сожалению, термин «утилизация» в законе каждый может трактовать по-своему, т. к. прямого указания к переработке с извлечением полезных ресурсов для вторичного использования нет. Кто-то может отнести к утилизации и сжигание на мусоросжигательном заводе для «получения энергии». Это будет ужасно, и хотелось бы избежать таких решений.

Внесение изменений в Требования при обращении с группами однородных отходов I–IV классов опасности, утвержденные приказом Минприроды РФ

Начало действия – 1 сентября 2023 года

Суть. С сентября любой вид электроники, который попадает на утилизацию, нужно будет максимально утилизировать. Минимальный показатель – 85%. То есть из 10 кг отходов 8,5 кг должно по итогу стать вторичным сырьем для дальнейшего использования.

Изменения также прописывают требования к компаниям, которые занимаются утилизацией, сбором, размещением таких отходов. Они должны иметь лицензию, специализированное оборудование, вести учет отходов, иметь возможность измерить вес таких отходов. Утилизация осуществляется с применением следующих технологических процессов: выявление исправного оборудования; элементов, пригодных для восстановления и повторного использования; сортировка по видам отходов; разбор и сортировка компонентов, извлечение опасных веществ; измельчение компонентов, получение вторичного сырья и прочее.

Мнение. Изменения в целом можно назвать позитивными, т. к. они поддерживают развитие в России экономики замкнутого цикла и увеличение объемов перерабатываемых отходов. Важно, что в документе подробно расшифровали термин «утилизация». При этом предлагается вариант изначально отсортировать то, что еще можно исправить, отремонтировать или восстановить, а потом снова использовать. Это гораздо эффективнее, чем сразу переработать, т. к. сберегаются природные ресурсы и финансы. Кроме этого, говорится о переработке отходов, а не только рекуперации или дегазации. То есть акцент делается именно на извлечении полезных ресурсов.

Важно, что отметили и требования к утилизаторам, т. к. действительно они должны иметь необходимые ресурсы для работы с отходами и делать это максимально правильно и безопасно. Показатель 85% выглядит вдохновляющим, но вызывает беспокойство, насколько реально его реализовать, справятся ли компании с этим.

Традиционно вызывает вопросы система учета и контроля: все ли будет фиксироваться и взвешиваться компаниями, как указано, или объемы отходов начнут «подгонять» под верные показатели и что-то принимать неофициально.

Внесение изменений в ФЗ «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации

Начало действия – 1 марта 2024 года

Суть. Благодаря закону появится государственная информационная система состояния окружающей среды – ФГИС «Экомониторинг». Это позволит собирать информацию о состоянии окружающей среды для дальнейшего анализа, оценки состояния и прогнозов на будущее.

В перечень данных включается информация о состоянии и загрязнении воздуха, воды, почвы, о радиационной обстановке, о сбросах загрязняющих веществ, об отходах, о состоянии мерзлоты. Позже определят, как часто будут подгружаться данные, кто будет это делать, а кто иметь доступ к получению информации.

Предполагается, что система поможет оперативно предоставлять данные как органам государственной власти, так и населению. «Российский экологический оператор» стал оператором системы.

Мнение. Здорово, когда есть единый, достоверный и постоянно обновляемый источник комплексной информации о состоянии окружающей среды. Захотел – проверил данные о загрязнении воды в своем городе, захотел – посмотрел состояние воздуха в соседнем регионе. Главное, чтобы доступ к ней имели не только представители власти, но и журналисты, общественные организации, обычные граждане. Это важно для реализации экологических проектов и акций, отслеживания изменений, которые происходят благодаря им и инициативам со стороны бизнеса и представителей власти.

Также будет хорошо, если эти данные будут отображаться в понятном виде. Например, графики, диаграммы, таблицы, в которых сможет разобраться и подросток. В публикациях многостраничных документов мало кто разберется.

Внесение изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»

Начало действия – 1 сентября 2024 года

Суть. Закон запрещает вылов морских млекопитающих, в том числе дельфинов, касаток и белух, в учебных и культурно-просветительских целях. Однако возможны исключения, если есть специальное решение правительственной комиссии. Комиссия по регулированию добычи устанавливает объем, сроки, места добычи (вылова) и иные условия добычи (вылова). Исключительное решение комиссии будет размещаться на сайте Росрыболовства в течение пяти дней, чтобы с ним мог ознакомиться любой желающий.

Мнение. Ранее существовал запрет на вылов морских млекопитающих (сокр. мормлеков) в промышленных целях. При этом разрешался вылов в зрелищно-развлекательных целях (например, для дельфинариев, океанариумов, зоопарков, цирков). Затем запрет коснулся сферы развлечений, но осталась формулировка про культурно-просветительские цели. По факту же такая добыча означала последующее использование мормлеков в целях извлечения прибыли на мероприятиях.

С одной стороны, принятие закона является большим достижением для нашей страны в плане законодательства в сфере защиты животных. Ведь Россия находится на пятом месте по числу дельфинов, которые содержатся в неволе. И во многих странах мира такой запрет уже работает.

С другой стороны, лазейка в виде специальной комиссии вызывает вопросы, ведь зоозащитники выступали за полный запрет, без всяких исключений. На каком основании будут разрешать вылов одним субъектам и запрещать другим? Пока это до конца неясно. Хотелось бы, чтобы разрешения были действительно редкими и в исключительных случаях, а вся процедура строго соблюдалась. Радует, что информация о таких решениях должна выкладываться в открытый доступ. Однако хватит ли ресурса общественным организациям и активистам, которые занимаются этими вопросами, следить за ситуацией, непонятно.

Справка об организации

«Мусора.Больше.Нет» (https://mbnrus. ru/) – межрегиональная общественная экологическая организация, которая занимается просветительской и организаторской деятельностью на территории России. С 2010 года активисты провели 308 выступлений для 24103 человек, 541 экоурок и 203 викторины для 18577 детей, организовали 50 выставок для 17964 посетителей и 42 квеста для 917 семей, запустили три онлайн-курса для 7512 человек.

Миссия организации – формирование в обществе осознанного отношения к окружающей среде и ресурсам Земли. Мы хотим, чтобы каждый осознанно относился к окружающей среде: берег воду, энергию, леса, использовал многоразовые вещи и бережно к ним относился, сортировал отходы, просвещал окружающих, способствовал развитию циклической экономики.

Цель – развить экокультуру у детей и взрослых в России через просветительские программы, направленные на переосмысление бытовых привычек: отказ от избыточного потребления, повторное использование вещей и переработка отходов.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс