Наблюдение за состоянием и загрязнением окружающей среды Санкт-Петербурга

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации, являющихся частью единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).

Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, являясь исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, участвует в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).

Комитетом сформирована территориальная система наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации города федерального значения Санкт-Петербург.

Рассмотрим более подробно подсистемы, входящие в территориальную систему наблюдений Санкт-Петербурга.

Подсистема автоматического мониторинга атмосферного воздуха

Комитетом осуществляется мониторинг атмосферного воздуха с использованием автоматизированной системы мониторинга атмосферного воздуха Санкт-Петербурга (АСМ-АВ). В настоящее время в состав автоматизированной системы мониторинга атмосферного воздуха входят 25 автоматических станций, лаборатория экологического мониторинга, совмещенная с центром сбора, хранения и обработки данных мониторинга и управления работой станций, три передвижные лаборатории мониторинга загрязнения атмосферного воздуха, дежурная служба, передвижные технические и метрологические лаборатории.

Таблица 1. Количество выполняемых автоматических измерений на стационарных автоматических станциях в 2020–2022 годах

Автоматические станции функционируют непрерывно и обеспечивают регулярное получение оперативной информации об уровне загрязнения атмосферного воздуха Санкт-Петербурга. Обеспечение функционирования автоматизированной системы мониторинга атмосферного воздуха осуществляется силами Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Центр экологического мониторинга, экспертизы, экологического просвещения и контроля за радиационной обстановкой «Минерал» (далее – СПб ГБУ «Минерал»).

Информация о состоянии атмосферного воздуха по данным всех 25 автоматических станций, работающих в нашем городе в настоящее время во всех районах, регулярно публикуется на Экологическом портале Санкт-Петербурга (infoeco.ru). В случае обнаружения превышений концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе сведения направляются в надзорные ведомства для рассмотрения и принятия необходимых мер.

Экологический мониторинг атмосферного воздуха позволяет вовремя увидеть проблему, определить целесообразность и приоритетность природоохранных мероприятий, а также показывает, насколько эффективны принимаемые меры. Данные мониторинга позволяют оперативно принимать необходимые управленческие решения, а также предоставлять достоверную информацию о фактическом состоянии окружающей среды органам государственной власти, местного самоуправления и широкой общественности.

Рисунок 1. Территориальная система наблюдения в Санкт-Петербурге

Мероприятия по уменьшению загрязнения атмосферного воздуха наряду с мероприятиями национального проекта «Экология» во исполнение Указа Президента России от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» вносят значительный вклад в достижение показателя «Качество окружающей среды» в Санкт-Петербурге.

Подсистема автоматизированного радиационного контроля

В соответствии с федеральным законом от 09.01.1996 №3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» законом Санкт-Петербурга от 30.10.2009 №462-89 «О разграничении полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в области обеспечения радиационной безопасности населения в Санкт-Петербурге», постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.03.2017 №127 «О мерах по совершенствованию государственного управления в сферах благоустройства, природопользования и охраны окружающей среды и внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга» комитетом организован и осуществляется контроль за радиационной обстановкой на территории Санкт-Петербурга в пределах своих полномочий.

Контроль за радиационной обстановкой на территории Санкт-Петербурга осуществляется в целях информационного обеспечения органов государственной власти Российской Федерации и Санкт-Петербурга для осуществления мероприятий по обеспечению радиационной безопасности, а также для информирования населения о радиационной обстановке.

Наблюдательная сеть постов контроля радиационной обстановки состоит из 25 постов и представляет собой комплекс взаимодействующих технических и программных средств, информационных и вычислительных ресурсов, а также организационных процедур, необходимых для проведения непрерывного контроля радиационной обстановки на территории Санкт-Петербурга. Оборудование, применяемое на постах контроля за радиационной обстановкой, интегрировано в состав автоматических станций мониторинга атмосферного воздуха.

Актуальная информация о радиационной обстановке в Санкт-Петербурге ежедневно публикуется на Экологическом портале Санкт-Петербурга (www.infoeco.ru) в разделе «Информация о контроле радиационной обстановки в Санкт-Петербурге» (https://www. infoeco.ru/index.php?id=18309).

Подсистема расчетного мониторинга

Расчетный мониторинг – это регулярные работы по определению пространственно-временных характеристик состояния атмосферы на основе расчетов по математическим моделям переноса и диффузии атмосферных примесей с использованием данных инвентаризации параметров источников выбросов, а также климатических и метеорологических характеристик путем проведения сводных расчетов загрязнения атмосферы.

В Указе Президента Российской Федерации «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» от 19.04.2017 №176 отмечается, что основным механизмом реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности является в т. ч. применение системы сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха для территорий городов с учетом расположенных на этих территориях стационарных и передвижных источников загрязнения окружающей среды.

Комитет наделен полномочием по организации проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, включая их актуализацию на территории Санкт-Петербурга. Задачи, решаемые в ходе расчетного мониторинга, можно классифицировать как диагностические, т. е. такие, при которых ставится «диагноз» качества атмосферного воздуха при определенных заданных характеристиках выбросов загрязняющих веществ.

Расчетный мониторинг не заменяет полностью, а существенно дополняет данные инструментального мониторинга. Основными задачами системы расчетного мониторинга качества атмосферного воздуха являются следующие:

• получение достоверной картины загрязнения атмосферы по всему спектру загрязняющих веществ на рассматриваемой территории, в любой ее точке, на любую дату (ретроспектива, перспектива, диагноз состояния на существующее положение);

• статистическая обработка данных;

• выявление зон с превышением ПДК;

• определение вклада предприятия или объекта в уровень загрязнения атмосферы;

• классификация предприятий с точки зрения значимости выбрасываемых ими вредных веществ;

• определение зон влияния предприятий;

• подтверждение достаточности мер по снижению выбросов и их эффективности как в локальном масштабе (т. е. в зоне влияния предприятия), так и по всей рассматриваемой территории;

• картирование результатов расчетного мониторинга;

• прогнозирование особых, с точки зрения загрязнения атмосферы, ситуаций и их последствий;

• повышение степени эффективности природоохранных мероприятий, рациональное расходование финансовых средств, предотвращение экологического ущерба.

В качестве исходной информации для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферы используются данные о параметрах источников загрязнения атмосферы:

• полученные в результате инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу предприятий;

• для строящихся предприятий (производств, цехов, участков) данные, содержащиеся в соответствующих проектных разработках.

В Комитете по природопользованию для реализации сводных расчетов с 2003 года ведется база данных источников загрязнения атмосферы, входящая в состав государственной информационной системы в сфере охраны окружающей среды и природопользования «Экологический паспорт территории СанктПетербург», которая ежегодно актуализируется посредством обновления данных о параметрах выбросов источников загрязнения и пополнения информацией о новых источниках выбросов. Для расчетов используются данные о выбросах как стационарных источников, так и водного транспорта и автотранспорта.

В 2022 году по 205 предприятиям (5015 источникам) информация была обновлена, информацией по 74 предприятиям (1303 источникам) база данных пополнилась. Составлен перечень, состоящий из 45 промышленных предприятий города, входящих в базу данных и использующих газ в качестве основного топлива, количество источников выбросов загрязняющих веществ по которым составило 3268 единиц. Также база данных была актуализирована информацией о максимальных и годовых выбросах автотранспортных источников по 35 автомагистралям (72 участкам).

По состоянию на 31.12.2022 база данных содержит информацию о 48 287 источниках, валовой выброс от которых составляет 173401,74 тонн в год.

Подсистема мониторинга почв

На территории Санкт-Петербурга исследования загрязнения почв проводятся Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу (Роспотребнадзор) в рамках осуществления социально-гигиенического мониторинга. Помимо Роспотребнадзора, в исследования почв участвует Комитет по природопользованию. В 2020 году по заказу комитета была разработана Программа работ по организации и ведению мониторинга состояния и загрязнения почв на территории Санкт-Петербурга. В 2023 году по заказу комитета Программа работ актуализирована проектно-изыскательской организацией ООО «ТехноТерра» в соответствии с проведенными конкурентными процедурами.

Общая сеть мониторинга предложена на 424 площадки. Базовые площадки (124 площадки) являются своеобразным каркасом для репрезентативного отслеживания динамики содержания загрязняющих веществ относительно предыдущих этапов мониторинга (2021–2023). Дополнительные площадки (258 площадок) позволят улучшить качество статистической обработки данных и картографического материала, поспособствуют корректировке наблюдательной сети.

Площадки мониторинга располагаются равномерно (в соответствии с площадью района) в восемнадцати районах города: Курортном, Выборгском, Приморском, Петроградском, Василеостровском, Адмиралтейском, Центральном, Калининском, Красногвардейском, Невском, Колпинском, Пушкинском, Фрунзенском, Московском, Кировском, Красносельском, Петродворцовом и Кронштадтском.

Обследованные площадки мониторинга располагаются в разных функциональных зонах: селитебных, рекреационных, промышленных и прилегающих к ним, а также в транспортных зонах.

Загрязнение почвогрунтов на территории Санкт-Петербурга оценивалось по трем группам:

• тяжелые металлы – 11 элементов 1–3-х классов опасности (1-й класс: ртуть, кадмий, свинец, мышьяк, цинк; 2-й класс: никель, кобальт, хром, медь, сурьма; 3-й класс: марганец);

• органические загрязнители – бенз(а)пирен, нефтепродукты;

• стойкие органические загрязнители (СОЗ) – ПХБ, ДДТ, ДДЭ, ДДД.

Подсистема автоматизированного мониторинга поверхностных вод

Комитетом сформирована автоматизированная система мониторинга поверхностных вод, которая включает в себя три автоматические стационарные станции мониторинга поверхностных вод, расположенные на Комсомольском канале (г. Колпино), Водосливном канале (г. Сестрорецк) и реке Охта (Красногвардейский район, ул. Коммуны, на водосливной плотине).

Рисунок 7. Общий вид автоматической станции АСМ-ПВ

Автоматическая станция АСМ-ПВ представляет собой павильон с размещенным внутри оборудованием и средствами измерений, позволяющими определять уровень загрязнения водного объекта. Каждая автоматическая станция АСМ-ПВ оборудована системой пробоотбора, способной собирать, обрабатывать и передавать информацию о состоянии наблюдаемого водного объекта в автоматическом режиме, выполнять оповещение при превышении пороговых концентраций загрязняющих веществ. Измеряемые компоненты:

• концентрация растворенного кислорода;

• водородный показатель (рН);

• концентрация нитратного азота (только на АСМ-ПВ №1 и №3).

• мутность.

Актуальная информация о результатах мониторинга атмосферного воздуха по всем районам Санкт-Петербурга ежедневно публикуется на Экологическом портале Санкт-Петербурга (www.infoeco.ru) в разделе «Окружающая среда – Поверхностные воды – Характеристика состояния поверхностных вод водных объектов по данным автоматических станций мониторинга поверхностных вод АСМ-ПВ».

Подсистема автоматизированных наблюдений за состоянием подземных водных объектов

Сеть наблюдательных гидрогеологических скважин за режимом и качеством подземных вод (с 01.03.2024 субъектам РФ возвращают полномочие по участию в осуществлении государственного мониторинга состояния недр – мониторинга подземных вод и опасных экзогенных геологических процессов). Сеть состоит из 61 скважины, 35 из которых оснащены автоматическими датчиками.

Изучение режима подземных вод дает возможность следить за положением уровня грунтовых и подземных вод, прогнозировать подтопление территорий, которое может быть обусловлено:

• высоким уровнем залегания грунтовых вод (естественной недренированностью территории);

• высоким пьезометрическим уровнем подземных вод напорного межморенного горизонта (местами выше дневной поверхности);

• повышением УГВ в области влияния (подпора) во время наводнения в дельте Невы.

Рисунок 8.. Карта-схема сети наблюдательных гидрогеологических скважин за режимом и качеством подземных вод

Подсистемы мониторинга состояния дна и берегов водных объектов

На территории Санкт-Петербурга проводится государственный мониторинг водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей.

Система мониторинга включает в себя проведение регулярных наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением водных объектов, мониторинг которых осуществляется федеральными органами исполнительной власти, а также водных объектов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и находящихся в собственности как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований, сбор, обработку, обобщение и хранение сведений, полученных в результате наблюдений, представление их в территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов.

Целями ведения государственного мониторинга водных объектов являются:

• своевременное выявление и прогнозирование негативного воздействия вод, а также развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработка и реализация мер по предотвращению негативных последствий этих процессов;

• своевременное выявление и прогнозирование негативного воздействия процессов руслоформирования и деформаций берегов озер и водохранилищ на инженерные объекты и условия использования водных объектов и их прибрежных территорий в пределах водоохранных зон;

• оценка эффективности мероприятий по охране морфологического состояния водных объектов.

Наблюдения за развитием экзогенных геологических процессов ведутся Комитетом по природопользованию с 2005 года с целью получение объективной, постоянно обновляемой информации о воздействии негативных экзогенных геологических процессов на объекты городской среды с целью обеспечения данной информацией органов власти для принятия необходимых управленческих решений по предотвращению или ослаблению их развития, сохранению городских территорий и обеспечению безопасности жизнедеятельности населения города.

Рисунок 9. Пример заполнения паспорта объекта постоянного мониторинга экзогенных геологических процессов

С начала работ выявлено и обследовано 909 точек проявлений ЭГП, ежегодно обновляется база данных ЭГП, на каждую точку постоянного наблюдения составлен паспорт, ежегодно обновляемый и содержащий исчерпывающие сведения об обследуемом участке, начиная с момента его постановки на учет. После анализа полученных данных ежегодно проводится оптимизация наблюдательной сети экзогенных геологических процессов и выбираются точки и участки, рекомендуемые к наблюдениям в следующий период.

В 2023 году за процессами береговой (боковой) эрозии и оползневых процессов наблюдения проводятся на 233 точках наблюдения, выявленных ранее в береговой зоне следующих водотоков и водоемов города: Адмиралтейский канал, Крюков канал, Ново-Адмиралтейский канал, р. Ждановка, Кронверкский пролив, Кронверкский проток, Лебяжья канавка, Зимняя канавка, Черная речка, р. Дудергофка, р. Екатерингофка, р. Стрелка, р. Сестра, ручей Жемчужный (Зеленогорский), р. Нева, р. Славянка, р. Охта, р. Оккервиль, р. Ижора, р. Лубья, ручей Горелый, р. Сестра, р. Приветная.

Организовано проведение съемки мощности донных отложений георадиолакационным методом на 43 поперечных профилях с построением геолого-геофизических разрезов на водотоках Адмиралтейский канал, Крюков канал, Ново-Адмиралтейский канал, р. Ждановка, Кронверкский пролив, Кронверкский проток, Лебяжья канавка, Зимняя канавка, Черная речка, р. Дудергофка, р. Екатерингофка, р. Стрелка, р. Сестра. Съемка осуществлялась в границах города Санкт-Петербурга.

Кроме того, в целях проведения мониторинга загрязненности донных отложений на данных водотоках, а также на водотоках, протекающих на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области (р. Нева, р. Славянка, р. Охта, р. Оккервиль, р. Ижора, р. Лубья, руч. Горелый, р. Приветная), проводится отбор проб донных отложений для определения физико-механических свойств (гранулометрический состав), на содержание нефтепродуктов, тяжелых металлов (кадмий, никель, хром, свинец, цинк, медь, мышьяк, ртуть), полихлорбифенилов, 3-4 бенз(а)пирена; определяется массовая доля золы и класс опасности донных отложений по утвержденной методике оценки токсического действия (биотесты).

С 2008 года для количественной оценки динамики развития процессов разрушения берегов в комплекс работ включены инструментальные наблюдения на реперных постах методом нивелировки по профилям. К 2022 году на 32 точках наблюдения были установлены реперные посты. С целью проведения инструментальных наблюдений по всем реперам проводятся такие виды работ, как провешивание профилей через стационарные точки наблюдения, установка временных пикетов, их техническое нивелирование с точностью +/- 1 см на 1000 м хода, измерение расстояний между пикетами и их плановая привязка.

По результатам проведенных в 2022 году работ были уточнены следующие материалы:

• региональная карта типов руслового процесса;

• карта морфологически классифицированных водоохранных зон;

• общая схема участков взаимодействия процессов руслоформирования и инженерных объектов.

На основе получаемых в процессе наблюдений данных постоянно пополняются и обновляются база данных по проявлениям ЭГП и дежурная карта проявлений ЭГП, на которой показаны выявленные экзогенные процессы, проиллюстрированные фотографиями точки полевых наблюдений и участки постоянного наблюдения.

В дальнейшем планируется проведение повторного обследования береговых зон водных объектов города, а также продолжение мониторинговых исследований на постоянных участках наблюдения за негативными геологическими процессами с целью получения количественных характеристик развития негативных процессов, выявления причин их возникновения и разработки рекомендаций по предотвращению или ослаблению их негативного влияния на окружающую среду.

Подсистема мониторинга зеленых насаждений общего пользования

С учетом принципа дифференцированного подхода к мониторингу зеленых насаждений, особенностей административных районов города и различной встречаемости групп зеленых насаждений достаточный объем сети мониторинга составляет 1600 постоянных пробных площадок.

Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности с 2007 года ведет экологический мониторинг зеленых насаждений общего пользования с целью оценки их экологического состояния под воздействием природных и антропогенных факторов.

Таблица 2. Характеристика постоянных пробных площадок мониторинга зеленых насаждений

Мониторинг состояния зеленых насаждений – это постоянно действующая система наблюдений за зелеными насаждениями, за нарушением их устойчивости, повреждениями вредителями, поражениями болезнями и другими негативными факторами среды, обеспечивающая выявление неблагополучного состояния насаждений, оценку и прогноз развития экологически неблагоприятных ситуаций, получение достоверной информации о нежелательных изменениях природы под антропогенным влиянием.

Наблюдения проводятся на территориях зеленых насаждений общего пользования городского значения, территориях зеленых насаждений общего пользования местного значения, территориях зеленых насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения), а также с 2020 года на территориях зеленых насаждений ограниченного пользования.

Важнейшие принципы мониторинга состояния зеленых насаждений:

• принцип выборочного обследования (оценка экологического состояния зеленых насаждений проводится на основе экстраполяции результатов детального описания пробных площадей с характеристикой элементов растительности и оценкой их состояния);

• индивидуальная оценка деревьев, кустарников, а также травянистых растений (газона, лугового травостоя или напочвенного покрова древесных насаждений) и цветников на пробной площади;

• оценка состояния деревьев и древостоев на базе метода оценки санитарного состояния деревьев и древостоев;

• комплексная оценка экологического состояния объекта зеленых насаждений с помощью сочетания данных об экологическом состоянии разных элементов растительности (деревьев, кустарников, газонов, цветников) путем расчета единого коэффициента состояния;

• дифференцированный подход к оценке состояния разнообразных разнородных внутри себя насаждений – необходимость учета условий обитания растений и их сообществ;

• возможность быстрого выполнения оценки состояния объекта.

Подсистема мониторинга инвазионных видов в акватории Финского залива

Рисунок 12

Целью мониторинга чужеродных видов в акватории Финского залива является сбор данных, выявление новых видов и наблюдение за состоянием ранее вселившихся чужеродных видов. Существенных изменений видового разнообразия на станциях наблюдения с 2008-го по 2018 год не отмечено. Количество встреченных сообществ также не меняется.

Основная сетка станций: 28 станций.

Основные биотопы: литораль, мелководья, зона бассейновой аккумуляции (осадконакопления в Невской губе).

Рисунок 13 Схема расположения станций ежегодного, сезонного и поискового мониторинга в восточной части Финского залива

В рамках поискового мониторинга исследуются все основные биотопы, а также искусственные акватории (старый фарватер), островные биотопы, участки в зоне влияния воздействия гидротехнических работ и аналогичные референтных, участки регистраций новых видов.

Последние работы по мониторингу инвазионных видов в акватории Финского залива выполнены по заказу комитета в 2023 году.

Вместе с тем необходимо отметить, что в Санкт-Петербурге разработана Концепция развития территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Санкт-Петербурга на период до 2030 года, которая опубликована на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе комитета (https://www.gov. spb.ru/gov/otrasl/ecology/) и на Экологическом портале Санкт-Петербурга (www.infoeco.ru). В настоящее время концепция находится в стадии реализации, а значит указанные выше подсистемы территориальной системы наблюдений будут развиваться и совершенствоваться.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс