Тренд на экологию – современный общественный транспорт Петербурга

В Петербурге в целях снижения уровня выбросов парниковых газов от пассажирского транспорта уже на протяжении десяти лет реализуются мероприятия по внедрению низкоуглеродных технологий, в частности по расширению использования природного газа и электричества на общественном транспорте.

В 2014 году распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 25.08.2014 №52-рп была утверждена Программа внедрения газомоторного топлива в автотранспортном комплексе Санкт-Петербурга на 2014–2023 годы.

В том же году ГУП «Пассажиравтотранс» начал эксплуатировать первые на территории Санкт-Петербурга 15 автобусов особо большого класса, использующих компримированный природный газ в качестве моторного топлива. Впоследствии в течение 2014 года на улицы Петербурга было выведено еще дополнительно 30 газомоторных автобусов большого класса производства Ликинского автобусного завода.

В 2017–2021 годах ГУП «Пассажиравтотранс» провело реконструкцию и техническое перевооружение производственной площадки Автобусного парка №1 на Хрустальной ул. По результатам реконструкции мощность парка для размещения автобусов на природном газе была увеличена до 240 транспортных средств. Это позволило запустить больше экологичного транспорта в Невском, Василеостровском, Центральном, Петроградском и других районах.

В период с 2013-го по 2024 год ГУП «Пассажиравтотранс» в рамках программы закупил более 300 газомоторных автобусов.

В 2022 году в Санкт-Петербурге осуществлен переход на новую модель транспортного обслуживания пассажиров, отличительной особенностью которой стали приобретение и эксплуатация на маршрутной сети современного и экологичного подвижного состава. В рамках перехода на НМТО коммерческими перевозчиками было закуплено более 2800 автобусов на газомоторном топливе.

Всего сегодня на маршрутной сети работает более 3000 автобусов на природном газе. Санкт-Петербург – лидер среди регионов России по количеству автобусов на газомоторном топливе, задействованных в транспортном обслуживании населения.

Ведется и активная работа по развитию городского электрического транспорта. Благодаря поддержке Губернатора Петербурга Александра Беглова по поручению Президента России Владимира Путина Северной столице выделены средства из Фонда национального благосостояния на обновление подвижного состава метрополитена. В 2022 году ГУП «Петербургский метрополитен» заключен контракт на поставку до 2031 года 950 вагонов модели «Балтиец» – практически половина всего вагонного парка метро и самое масштабное обновление подвижного состава городской подземки за последние 30 лет.

В 2023 году поступило 112 вагонов (14 составов) модели «Балтиец». Это на 88 вагонов больше, чем в 2021 году (24 вагона), и на 56 вагонов больше, чем в 2020 году (56 вагонов). Всего сегодня по рельсам городской подземки курсирует 144 вагона (18 составов) этой модели. В 2024 году запланирована поставка 80 вагонов (10 составов). До конца 2025 года планируется получить еще 160 вагонов (20 составов).

Благодаря федеральному инфраструктурному бюджетному кредиту, выделенному Петербургу в 2022 году по поручению Президента России Владимира Владимировича Путина также при помощи Губернатора Северной столицы Александра Беглова, реализуется программа развития ГУП «Горэлектротранс» «Сохраняя историю, движемся в будущее», одобренная главой города на Неве. Сегодня уже закуплено свыше 730 трамваев и троллейбусов. Из них в Петербург уже прибыло более 450 единиц новой техники. До конца 2024 года парк городского электротранспорта пополнится еще на 680 новых трамваев и троллейбусов. Всего в рамках программы Санкт-Петербург до конца 2028 года получит почти 1200 новых трамваев и троллейбусов: 596 новых трамваев и 587 троллейбусов, из них 207 троллейбусов с увеличенным автономным ходом.

К слову, в городе также ведется активная работа по внедрению троллейбусов с увеличенным автономным ходом (ТУАХ) на маршрутную сеть городского наземного транспорта. ТУАХи эксплуатируются в Санкт-Петербурге с 2017 года. Они начали свою работу на продленных маршрутах, что позволило обеспечить перевозку пассажиров в районах новостроек экологически чистым транспортом без задействования автобусного движения. За прошедшие шесть лет ТУАХи стали надежным и незаменимым элементом транспортной системы нашего города: помогая снизить нагрузку на окружающую среду, они обеспечивают удобство и комфорт для пассажиров.

Инновационные троллейбусы оборудованы аккумуляторами и могут проехать без подключения к контактной сети порядка 20 км. Ежегодно ТУАХи выводятся на новые маршруты. Только за 2023 год троллейбусы с автономным ходом вышли на 4 троллейбусных маршрута: № 9, 12, 42, 50.

Сегодня Санкт-Петербург – лидер в России по развитию маршрутной сети троллейбусов с увеличенным автономным ходом. В городе уже 13 «автономных» маршрутов протяженностью более 126 км, на которых эксплуатируются более 250 троллейбусов с увеличенным автономным ходом. До конца 2028 года их количество увеличится до свыше 330.

Также сегодня в приоритете – увеличение на маршрутной сети количества электробусов с ночной зарядкой. Это один и самых экологичных видов транспорта. Электробусы абсолютно независимы от контактной сети, располагают запасом хода в 240 км и обладают маневренностью и мобильностью обычного автобуса. Среди других их преимуществ – бесшумность и простота конструкции, что упрощает техническое обслуживание. Зарядка осуществляется в ночное время в автобусном парке и не требует дополнительной инфраструктуры. В настоящее время на маршрутной сети Петербурга работает 16 электробусов.

Для увеличения количества электробусов на маршрутной сети Петербурга в городе в производственной зоне «Ржевка» в Красногвардейском районе строится парк электробусов – это первый электробусный парк не только в Северной столице, но и на всем Северо-Западе. Старт строительству парка дал лично Губернатор Северной столицы Александр Беглов в октябре прошлого года.

Будущий парк будет включать в себя две площадки, где разместятся производственные корпуса и зоны технического обслуживания подвижного состава, бытовые помещения для персонала и стоянки для электробусов, оборудованные зарядными устройствами. В непосредственной близости от места расположения парка находится электроподстанция «Ржевская», что позволит использовать необходимую мощность для обслуживания электробусов.

Первая площадка электробусного парка будет введена уже осенью текущего года. Это позволит вывести на маршрутную сеть более 100 электробусов. Первые 28 машин были закуплены в начале текущего года.

Срок строительства второй площадки – декабрь 2026 года. Ее ввод позволит увеличить общее количества работающих в городе электробусов до около 400 единиц.

Благодаря всей этой вышеперечисленной проводимой работе в Санкт-Петербурге сокращение общего объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от общественного транспорта уже достигло ориентировочно 26 000 т.

Вклад Петербурга в работу по улучшению экологической обстановки в стране в конце прошлого года был отмечен Росприроднадзором. В октябре в ходе торжественной церемонии начала строительства парка электробусов в производственной зоне «Ржевка» руководитель Росприроднадзора Светлана Радионова вручила Губернатору Александру Беглову Почетную грамоту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования за проводимую работу в области обеспечения благоприятной окружающей среды и вклад в снижение негативного воздействия на экологию.

В ноябре прошлого года Петербург также возглавил Рейтинг регионов России по уровню развития рынка газомоторного топлива и был признан «Газомоторной столицей».

В рамках V всероссийского конкурса лучших экологических проектов «Надежный партнер Экология» в МИЦ «Россия сегодня» Комитет по транспорту был награжден дипломом победителя в номинации «Лучший проект по снижению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух/обеспечение экологической безопасности атмосферного воздуха в категории бюджетные организации».

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс