Экологическое образование как мост межрегионального сотрудничества

В.В. Беликов, советник председателя правления Ассоциации промышленников и предпринимателей. Старший преподаватель кафедры Международных отношений Северо-Западного института РАНХИГС

В 2015 году на заседании Генеральной Ассамблеи ООН 193 страны подписали соглашение о достижении 17 Целей устойчивого развития (ЦУР). Каждая ЦУР важна по отдельности, но все 17 целей взаимосвязаны. Почти половина целей устойчивого развития связана с экологией.

Это ЦУР №3 «Хорошее здоровья и благополучие», ЦУР №6 «Чистая вода и санитария», ЦУР №11 «Устойчивые города и населенные пункты», ЦУР №12 «Ответственное потребление и производство», ЦУР №13 «Борьба с изменением климата», ЦУР №14 «Сохранение морских экосистем» и ЦУР №15 «Сохранение экосистем суши», но есть два краеугольных камня, без которых невозможно достижение всех целей, – это ЦУР №4 «Равное и доступное образование» и ЦУР №17 «Партнерство или сотрудничество» .

Получение образования закладывает основу для улучшения социально-экономических условий жизни людей и играет ключевую роль в обеспечении выхода из нищеты. Только благодаря доступному, качественному образованию всех возрастных групп, в т. ч. экологическому, возможно сократить неравенство и улучшить уровень жизни.

Однако решение экологической проблематики невозможно в отдельном городе, отдельном регионе или в отдельной стране, поэтому достижение целей устойчивого развития, затрагивающих экологию, необходимо рассматривать комплексно, а решать в партнерстве и взаимодействии с региональными соседями. В данном случае ЦУР №17 «Партнерство» является связующим как внутри Российской Федерации, так и с граничащими государствами. Только совместными усилиями можно достичь результатов, особенно в сегодняшних международных реалиях.

С 80-х годов XX века эксперты ООН были обеспокоены экологической обстановкой в мире. В 1972 году была создана Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (UNEP), основной из задач которой являются мониторинг экологической обстановки и разработка экологических программ, в т. ч. и обучающих.

ЮНЕСКО ведет обширную деятельность в рамках Глобальной программы действий по образованию в интересах устойчивого развития (ОУР) и платформы «Океан и климат». Специалисты всего мира разрабатывают экологические образовательные программы, адаптированные под региональные, национальные и религиозные особенности.

Санкт-Петербург и Ленинградская область исторически находятся на пересечении торговых и водных путей из Европы в Россию и из России в Европу. Также Санкт-Петербург является центром программ по развитию Арктики. Наша экология взаимосвязана не только со странами Балтии, но и со всем миром, поэтому экологические программы и экологическое образование должны быть синхронизированы с соседними странами, даже во времена международной политической напряженности. Экология и экологическое образование могут стать тем дипломатическим мостиком, с помощью которого будет возможно перезагрузить региональные связи.

В 2020 году пандемия COVID-19 внесла свои коррективы в образовательные и экологические программы во всем мире. По данным ООН около 1,6 млрд детей и молодых людей остались без привычного образования, уровень образования упал, экологические образовательные программы продвигали только энтузиасты. 2022 год внес свои коррективы: многие образовательные европейские и американские проекты с Россией были прерваны, логистические цепочки нарушены, а западноцентричный мир вместо экологических программ, направленных на уменьшение температуры на 1,5 0 С, перешел к расконсервации угольных шахт и вырубке собственных лесов.

В эти непростые времена у Российской Федерации есть уникальная возможность по разработке собственных экологических образовательных программ, направленных на комплексное обучение всех слоев населения страны: детский сад – школа – институт – производство – пенсионеры; от игровых программ для детей до побуждения к экологическим проектам для старшеклассников и студентов; от понижения кредитной ставки для ученых и бизнеса, направленного на улучшение экологии, до понижения налоговой ставки для инвесторов, направляющих деньги в российские экологические фонды. В отличие от европейских соседей Россия должна нарастить темпы по высадке деревьев и возмещению ранее незаконно вырубленного лесного фонда. Одним из драйверов экологического образования должно быть вовлечение некоммерческих организаций в реализацию государственных экологических программ. Социально ориентированный бизнес более мобилен, с одной стороны, и привлекателен для молодежи, с другой. Вклад в экологию – это вклад в будущее, в котором молодежи придется жить.

Успешные экологические проекты и доступные образовательные программы могут стать новой точкой привлекательности для молодежи африканских и азиатских стран, для которых экологические проблемы являются суровой реальностью. Новые технологии помогли бы не только транслировать российские экологические програ10ммы через «русские дома» и прививать любовь к русскому языку и образованию, но и позволили бы перейти к новому уровню сотрудничества с данными регионами. Только наши собственные успехи заставят европейских соседей вернуться к взаимно уважительному сотрудничеству как в Балтийском регионе, так и во всем мире.

Мы живем на одной планете, дышим одним воздухом, и Мировой океан у нас один. Мы не можем позволить себе нарушение экологического баланса, и образование является ключом к сотрудничеству и самосохранению.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс