Контроль и надзор

В связи с увеличением объема поступающих заявлений о предоставлении водных объектов в пользование важной задачей уполномоченных органов при подготовке разрешительных документов на водопользование является формирование условий использования водных объектов, направленных на соблюдение публичных интересов в области водных отношений, и последующий контроль за соблюдением таких условий.

В первую очередь, контроль за соблюдением условий водопользования необходим при предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных, в том числе дренажных, вод.

Комитетом по природопользованию в 2015 году в постоянном режиме проводились контроль за соблюдением условий водопользования и ревизия сооружений, предназначенных для отведения сточных вод в водные объекты, на предмет их оснащенности очистными сооружениями и водоизмерительной аппаратурой.

1890454

Диаграмма. 8.4. Динамика изменения количества очистных сооружений Санкт-Петербурга и их оснащенности приборами учета сбрасываемых сточных вод (по зоне ответственности Комитета по природопользованию)

В результате проводимых Комитетом по природопользованию мероприятий по контролю за соблюдением условий водопользования и совместных усилий надзорных органов, направленных на обеспечение соблюдения требований водного законодательства, количество очистных сооружений Санкт-Петербурга в 2015 году увеличилось с 122 до 126, то есть увеличилось на 3% по сравнению с 2014 годом; количество приборов учета объемов сбрасываемых сточных вод (на очистных сооружениях) в 2015 году увеличилось с 63 до 80, то есть увеличилось на 27% по сравнению с 2014 годом.

Динамика изменения количества очистных сооружений Санкт-Петербурга и их оснащенности приборами учета сбрасываемых сточных вод (по зоне ответственности Комитета по природопользованию) приведена на диаграмме. 8.4.

Контроль за соблюдением условий водопользования осуществляется, в том числе, в рамках мероприятий по государственному надзору в области использования и охраны водных объектов.

В соответствии с частями 1.1 и 2 статьи 36 Водного кодекса Российской Федерации государственный надзор в области использования и охраны водных объектов является подсистемой государственного экологического надзора и проводится в целях обеспечения соблюдения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами требований водного законодательства.

Частью 7.1 статьи 36 Водного кодекса Российской Федерации закреплено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Федеральный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в порядке, установленном Положением о государственном надзоре в области использования и охраны водных объектов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 № 476.

1890454

Диаграмма 8.5. Доля административных наказаний за нарушения требований водного законодательства по статьям КоАП РФ

Порядок осуществления Комитетом по природопользованию регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов на территории Санкт-Петербурга установлен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.08.2015 № 732 «Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного экологического надзора на территории Санкт-Петербурга и внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 06.04.2004 № 530».

Критерии отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов и региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 № 640.

На основании вышеуказанных критериев приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 18.12.2006 № 288 утвержден Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов.

Одновременно, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903 утверждены критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

Приказом Минприроды России от 26.10.2010 № 462 утвержден Перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории города федерального значения Санкт-Петербурга и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

1890454

Диаграмма. 8.6. Доля водопользователей, осуществляющих легитимное использование водных объектов, %

Критерием отнесения объектов к объектам, подлежащим региональному государственному надзору за использованием и охраной водных объектов, является использование водных объектов, полностью расположенных в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации и не относящихся к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору за использованием и охраной водных объектов.

В соответствии с вышеуказанными критериями распоряжением Комитета по природопользованию от 15.04.2008 № 52-р утверждены перечни водных объектов на территории Санкт-Петербурга, подлежащих региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов.

По результатам осуществления регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов в 2015 году за нарушения требований водного законодательства наложено 76 административных наказаний, дифференциация которых по статьям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях приведена на диаграмме 8.5.

Анализ вышеприведенной диаграммы показывает, что существенная доля административных наказаний (67%) была наложена за несоблюдение условий и правил водопользования, непредставление в установленный срок отчетной документации, предусмотренной документом на водопользование, а также за использование водных объектов без документов, на основании которых возникает право пользования водными объектами (нелегитимное водопользование).

В 2015 году Комитетом по природопользованию было наложено 20 административных наказаний за непредставление в установленный срок отчетности, предусмотренной разрешительными документами на водопользование; выявлено 10 фактов нарушений условий и правил водопользования в части установки водоизмерительной аппаратуры (с привлечением виновных лиц к административной ответственности).

Кроме того, в соответствии с Планом мероприятий по пресечению в Санкт-Петербурге нелегитимного водопользования субъектами хозяйственной и иной деятельности, не имеющими оформленного в установленном порядке права пользования водными объектами, по зоне ответственности Комитета по природопользованию, утвержденным приказом Комитета по природопользованию от 24.08.2015 № 100-ос, в 2015 году в постоянном режиме проводилась работа по принятию мер, направленных на пресечение нелегитимного водопользования. В рамках такой работы Комитетом по природопользованию в 2015 году направлено 25 запросов о сохранении потребности водопользования в адрес соответствующих организаций; выявлено и отработано 19 фактов нелегитимного водопользования, к административной ответственности привлечены 18 организаций, 2 должностных лица, 2 физических лица.

В результате принимаемых мер по противодействию нелегитимному водопользованию доля водопользователей, осуществляющих легитимное использование водных объектов по состоянию на 01.01.2016, достигла 91,3%. Динамика изменения данного показателя в период с 2010 по 2015 годы приведена на диаграмме 8.6.

Общая сумма административных штрафов, наложенных в 2015 году по результатам мероприятий в рамках регионального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов за нарушения требований водного законодательства, составила 2 380,0 тыс. руб., что в 2,35 раз превышает аналогичный показатель за 2014 год (1 010,0 тыс. руб.). Также в 2015 году было проведено 20 совместных с органами прокуратуры проверок соблюдения требований водного законодательства, по результатам которых даны соответствующие суждения.

В заключение необходимо отметить, что в 2015 году в законодательство, регулирующее вопросы государственного надзора, в том числе государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, был внесен ряд важных изменений.

Федеральным законом от 13.07.2015 № 246-ФЗ Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» был дополнен статьей 26_1, согласно которой, в частности, по общему правилу, наложен запрет на проведение с 01.01.2016 по 31.12.2018 плановых проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

В развитие вышеуказанного Федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2015 № 1268 приняты Правила подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок.

Кроме того, в соответствии со статьей 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и статьей 36 Водного кодекса Российской Федерации приказом Минприроды России от 25.05.2015 № 237  установлен порядок оформления и содержание плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований, а также порядок оформления результатов таких осмотров, обследований.

Вышеуказанные изменения оказывают существенное влияние на организацию мероприятий по региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *