Шпакова Е. Н., специалист Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности
Обеспечение качества атмосферного воздуха, соответствующего национальным стандартам, является одной из приоритетных задач в сфере охраны окружающей среды промышленно развитых субъектов Российской Федерации. В частности, постановлением Правительства РФ № 322 от 15.04.2009 показатели, характеризующие качество атмосферного воздуха, включены в состав показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ. Так же, характеристика качества атмосферного воздуха используется при определении стандартов проживания в регионах Российской Федерации.
Среди обращений жителей города в органы исполнительной власти Санкт-Петербурга запросы, связанные с качеством атмосферного воздуха составляют более 10% от общего количества обращений. Этот факт указывает на высокую степень востребованности информации об уровне негативного воздействия на атмосферный воздух горожанами.
Можно выделить следующие целевые группы, являющиеся потребителями информации об уровне загрязнения атмосферного воздуха: региональные и федеральные органы государственной власти; консалтинговые фирмы, разрабатывающие тома оценки воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности; представители экологических служб предприятий, инвесторы и общественность.
Среди органов государственной власти основными потребителями данных об уровне загрязнения атмосферного воздуха, полученными по результатам моделирования являются сотрудники экологической инспекции. Несмотря на то, что в соответствии с Российским законодательство
Данные о влиянии выбросов автотранспорта на качество атмосферного воздуха, полученные путем моделирования рассеивания загрязняющих веществ, используются при составлении программ мероприятий по развитию дорожной сети региональным органом исполнительной власти ответственным за развитие транспортной инфраструктуры. Так же инструменты моделирования показали свою эффективность при проектировании промышленных зон и решении иных задач градостроительно
При принятии решений о размещении новых предприятий результаты моделирования используются органами исполнительной власти, принимающими решения о строительстве социально значимых объектов, таких как мусороперерабаты
Одними из постоянных потребителей результатов сводных расчетов качества атмосферного воздуха являются медики санитарно-эпидем
С ростом экологической грамотности населения и активным участием общественных организаций в вопросах охраны окружающей среды, возрастает сложность и компетентность запросов о качестве окружающей среды, поступающих от граждан. Ввиду сложности и дороговизны организации натурных наблюдений наиболее эффективным способом удовлетворения спроса на информацию о качестве воздуха становиться моделирование. Модельные расчеты так же ложатся в основу организации мониторинговых наблюдений с использованием передвижных измерительных лабораторий.
В основе моделей лежат представления о массовых балансах и о рассеивании загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.
Информация о массе выбросов и режимах эмиссий содержится в проектах предельно допустимых выбросах (ПДВ).
Моделирование процессов рассеивания осуществляется с помощью нескольких классов моделей, среди которых наиболее часто применяют упрощенные модели, полуэмпирические модели турбулентной диффузии, комбинированные модели и диффузионные модели.
Упрощенные модели используют для экспресс оценок распространения загрязняющих веществ в атмосфере. К ним относят так называемые гауссовы модели и методику ОНД 86 — «Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий», максимально адаптированную к усредненным условиям рассеивания в климатических зонах России. Данная методика позволяет учитывать метеорологически
С 2003 года по заказу Комитета проводились работы по адаптации модели «Эколог-Город», в основе которой лежит методика ОНД-86 к условиям рассеивания в Санкт-Петербурге и данным о выбросах большого количества предприятий. В результате за три года работ был создан и внедрен модульный программный комплекс «Эколог-Город-Са
Исходные данные для расчета содержатся в базе данных источников выбросов в атмосферный воздух и файлы метеорологически
Все источники выбросов подразделяются на 2 группы: стационарные и передвижные. Стационарные источники – источники выбросов промышленных предприятий подразделяются на точечные, линейные и площадные. Площадные источники в свою очередь подразделяются на организованные и неорганизованные источники выбросов.Организованный источник загрязнения атмосферы — устройство для направленного вывода загрязняющих веществ в атмосферу (дымовая труба, вентиляционная шахта, аэрационный фонарь). Неорганизованный источник загрязнения атмосферы — не имеет специальных устройств для вывода загрязняющих веществ в атмосферу (автомобильная парковка, зона работы автопогрузчиков, сварочный участок и т.д.). Для стационарных источников база данных формируется по результатам инвентаризации выбросов, выполняемой предприятием для получения разрешения на выброс.
Передвижные источники выбросов это автотранспорт и водный транспорт. Выбросы от автотранспортных источников учитываются в виде эмиссии от участков автомагистралей, представляющих собой полигональные объекты. Объем выбросов зависит от структуры транспортных потоков (скорость, интенсивность, виды транспортных средств), оценка которых производится путем визуального контроля и по данным автоматических датчиков.
Для проведения расчетов используется следующая входная информация:
данные об источниках выбросов:
1. Тип источника — точечный, линейный или неорганизованный (в программе имеются 7 разных типов источников, но по набору исходных данных их можно разделить именно на эти 3 группы).
2. Высота источника над уровнем земли, м.
3. Диаметр устья источника, м (для точечных источников).
4. Температура выбрасываемой газовоздушной смеси, °С.
5. Скорость выброса газовоздушной смеси, м/с (для точечного и линейного источника).
6. Расход газовоздушной смеси, м3/с (для точечного и линейного источника).
7. Выброс загрязняющего вещества, г/с (для каждого вещества).
8. Годовой выброс загрязняющего вещества, т/г (для каждого вещества).
9. Координаты источника.
Сопутствующая входная метеоинформация в модуле максимально-разо
1. Коэффициент, зависящий от температурной стратификации атмосферы.
2. Средняя температура воздуха самого жаркого месяца в регионе проведения расчета, 0С.
3. Скорость ветра, превышаемая в данной местности в среднем многолетнем режиме в 5% случаев.
При расчете средних концентраций используется файл с метеорологически
Результатом расчета является равномерная сетка, с размером ячейки задаваемым оператором. Отчетный файл содержит двумерную таблицу (в формате dbf), полями которой являются координаты расчетных точек и концентрация загрязняющего вещества, в данной точке представленная в абсолютном значении и значении, приведенном к предельно допустимой концентрации данного вещества.
В целях развития расчетных методов для оценки качества воздуха, было разработано три методических документа (табл.2).
Все методики, во исполнение требований российского законодательства
В связи с тем, что Санкт-Петербург занимает второе место в России по количеству автотранспорта и интенсивности движения, совершенствовани
Методика расчета годовых выбросов передвижных источников на автомагистралях Санкт-Петербурга на основе обследования структуры автотранспортных потоков разработана впервые в России. Расчетные формулы, использованные в этом документе, позволяют учитывать суточную, недельную (будние и выходные дни) и сезонную (зима/лето) вариации интенсивности транспортных потоков. Для различных типов магистралей Санкт-Петербурга (центральные, радиальные и транзитные) на основе обобщения данных временной изменчивости интенсивностей автотранспортных потоков получены коэффициенты пересчета, учитывающие нестационарность дорожного движения.
Методика определения массы вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых водным транспортом в атмосферу Санкт-Петербурга
— уточнить значения корректирующего поправочного коэффициента kkr для удельного средневзвешенног
— переоценить массовую концентрацию серы в топливе по данным бункеровочных компаний;
— учесть, что по данным финских измерений 30 % судов используют в качестве основного вида топлива для главных дизелей тяжелые сорта топлива (в методике принято содержание серы для расчетов Сs [%] = 1,0 %), а 70 % судов ходят под дизельным топливом (в методике принято содержание серы для расчетов в 2010 г. Сs [%] = 0,17 %).
С учетом доработки Методики определения массы вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых водным транспортом в атмосферу Санкт-Петербурга
Создать комментарий