Рациональное природопользование: перемены в бизнес-стратегии предприятий неочевидны

Никифоров О.Н., руководитель Управления Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области

Статистика охраны окружающей среды – одно из отраслевых направлений статистического учета, руководство которым осуществляется Управлением Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Петростатом). Тема, поставленная в заголовок настоящей статьи– оценить наличие позитивных перемен в природопользовании и экологической политике организаций Санкт-Петербурга.

Имеющиеся статистические материалы, характеризующие изменения в хозяйственном климате Санкт-Петербурга, в части числа регистрируемых предприятий и организаций, повышения эффективности потребления основных ресурсов,  структурных изменений затрат на природоохранную деятельность и ряду других показателей, безусловно не позволяют претендовать на полноценность раскрытия темы, но, следуя правилам статистиков, проанализируем очевидные факты, оставив за скобкой неформализованное в отчетности.

Институциональная структура экономики. На смену галопирующему росту хозяйствующих субъектов в начале нулевых годов XX века пришел период оптимизации производственных цепочек предприятий, а инвентаризация Регистра налогоплательщиков постепенно привела к упорядочиванию их числа, с общим ниспадающим трендом, о чем свидетельствуют данные на графике:

Снимок

На конец 2018 года общее число юридических лиц в Санкт-Петербурге составило 312,3 тыс. единиц, что на четверть меньше, чем в 2008 году.

Формирование предпринимательского сектора Санкт-Петербурга происходило под влиянием замедления роста регистрации новых организаций и исключения хозяйствующих субъектов из Единого государственного регистра юридических лиц (ЕГРЮЛ) за счет улучшения их текущего учета в органах Федеральной налоговой службы. С 2008-го по 2018 год в Санкт-Петербурге было зарегистрировано 462,7 тыс. новых юридических лиц, что на 9% больше, чем их насчитывалось на конец 2008 года. В среднем за год создавалось до 42,1 тыс. новых хозяйствующих субъектов.

Одновременно за этот период из ЕГРЮЛа по Санкт-Петербургу было исключено 553,8 тыс. юридических лиц (наибольшее число в 2010 году – 118,9 тыс.). Проходившая актуализация сведений об организациях в ЕГРЮЛе способствовала улучшению не только налогового учета и ликвидации «мертвых» организаций и фирм-однодневок. Не менее значимым результатом этой работы было повышение качества статистического учета организаций, представляющих сведения о проводимых мероприятиях по природоохранной (и не только!) деятельности, поскольку, как известно, практически любая организация юридического лица предполагает создание хотя бы одного рабочего места если не в бизнес-центре, то, как минимум, home office.

Для оценки воздействия хозяйственной деятельности организаций Санкт-Петербурга на окружающую среду Петростат использует отчетность организаций и административные данные нескольких ведомств, среди них Невско-Ладожское бассейновое водное управление, Департамент Росприроднадзора по СЗФО.

Динамика пяти основных индикаторов, характеризующих нагрузку на окружающую среду, свидетельствует, что в последние годы наблюдается существенное улучшение по сравнению с 2010 годом показателей очистки сточных вод, но сохраняется устойчивая тенденция роста выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников – в 1,5 раза (87 тыс. т в 2017-м). На графике представлены изменения показателей с 2010-го по 2017 год.

Снимок

Показатели, характеризующие образование отходов производства и потребления, ежегодно, начиная с 2013 года, демонстрировали более чем двукратный рост к уровню 2010 года, и в ближайшее время существенных изменений в этой динамике трудно ожидать, учитывая сохраняющийся рост производства в Санкт-Петербурге. Вместе с тем, как свидетельствуют данные, представленные на графике, на предприятиях существенно активизировались процессы использования и обезвреживания отходов производства и потребления: начиная с 2015 года, устойчивый рост, который достиг в 2017 году 147% к уровню 2010-го.

Другой характеристикой экологической нагрузки выступают показатели водопотребления в Санкт-Петербурге. За последние годы наблюдается существенное улучшение сводных показателей использования воды как у производственных потребителей, так и у населения. В 2017 году на 20% по сравнению с 2010-м сократилось общее водопотребление, в том числе населением – на 23%, а в расчете на одного жителя сокращение было еще более существенным – на 30%. Динамика показателей водопотребления в 2010–2017 гг. приведена на графике.

Снимок

Приведенные данные позволяют строить некоторые выводы о влиянии деятельности предприятий и организаций на окружающую среду, но делать это без критического осмысления объективности анализируемых сведений было бы преждевременно. По нашему мнению, главным барьером на пути к повышению объективности статистических данных остается либеральное законодательство в отношении обязательности ведения унифицированного первичного учета для организаций малого бизнеса и представления ими статистической отчетности по полному кругу организаций, по крайней мере после начала производственной деятельности. Это необходимо для оценки масштабов и степени воздействия этих предприятий на окружающую среду. На практике нередко для статистиков деятельность большинства предприятий малого бизнеса остается латентной на протяжении всего пятилетнего периода, определенного законом №209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» как временной интервал для проведения сплошных обследований.

Оперируя многими статистическими данными, исследователи нередко забывают заглянуть в метаинформацию показателей, представленных на официальных сайтах, и в первую очередь в сведения об организациях, образующих наблюдаемую совокупность. Здесь для «посвященных» открываются самые неожиданные сюрпризы, которые обычно заложены в методологии статистических наблюдений, такие как описание единиц наблюдения, обеспечение сопоставимого круга отчитывающихся организаций, неизменность критериев отбора и ряд других. Но чаще всего пользователи пренебрегают такими «деталями», для них, даже если это представители высшего государственного менеджмента, особенности метаданных несущественны – других показателей в «ранге» официальной статистики все равно не существует! Поэтому в условиях безальтернативности пренебречь можно всем, производя любые арифметические действия над агрегатами.

В настоящей статье при размещении сводных статистических данных постараемся сопровождать их сведениями о числе респондентов (предприятий, организаций), образующих агрегированные показатели.

Вернемся к обзору предприятий и организаций в части природоохранной деятельности и начнем с показателей, характеризующих объем инвестиций в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. За период с 2008-го по 2017 год инвестиции, направленные на эти цели, суммарно составили в Санкт-Петербурге 71,1 млрд рублей. Наибольшие объемы вложений приходились на 2016 год (10,1 млрд рублей) и 2013 год (8,6 млрд рублей). За 10 лет были введены станции и другие сооружения для очистки сточных вод суммарным объемом, соответственно, 18 и 5,8 тыс. куб. м в сутки; системы оборотного водоснабжения общей мощностью 2 тыс. куб. м в сутки; установки для улавливания и обезвреживания вредных веществ из отходящих газов – 56 тыс. куб. м в час. Об использовании инвестиций для создания крупных природоохранных средств производства за этот период отчиталось 78 организаций Санкт-Петербурга. Динамика объема природоохранных инвестиций приведена на графике.

Снимок

В структуре инвестиций наибольший удельный вес занимали собственные средства предприятий и средства субъектов Федерации и местных бюджетов, соответственно 59% и 41% в 2017 году. В отдельные периоды из федерального бюджета направлялись средства на природоохранную деятельность, но с 2014 года этот источник финансирования не отмечен в структуре, о чем свидетельствует распределение, представленное на графике.

Снимок

Не менее значимым для оценки природоохранной деятельности предприятий является показатель текущих затрат на охрану окружающей природной среды, включая оплату услуг природоохранного назначения. Динамика этих затрат по Санкт-Петербургу за 2013–2017 гг. приведена на графике (млрд рублей):

Снимок

Приведенные данные свидетельствуют, что общий объем текущих затрат на охрану окружающей среды в 2017 году в Санкт-Петербурге возрос на 41% к уровню 2013-го. В структуре затрат организаций более половины (54%) составляют средства, направляемые на охрану и рациональное использование водных ресурсов. Однако, несмотря на сохранившийся рост таких затрат (116% к 2013-му), их доля сократилась на 12 процентных пунктов. Замещение удельного веса произошло за счет роста затрат, направляемых на охрану окружающей среды от отходов производства и потребления (в 2,2 раза к уровню 2013-го), доля которых возросла на 13 п. п. и составила 37%.

По двум другим направлениям текущих затрат наблюдались разнонаправленные тенденции: при умеренном росте общего объема направляемых средств на охрану атмосферного воздуха (на 11% к уровню 2013 года) и другие цели в сфере охраны окружающей среды (на 29%), доля этих затрат снизилась, соответственно на 1,2 и 0,4 п. п.

Отмеченные изменения в объеме и структуре текущих затрат подтверждают приоритетность природоохранных мероприятий в части использования водных ресурсов и переработки (утилизации) отходов производства и потребления, занимающих первое и второе место в общем объеме затрат.

В подтверждение приведенных данных могут быть использованы сведения о расходах по оплате работ и услуг сторонних организаций по сбору и обработке сточных вод, утилизации твердых отходов и аналогичной деятельности, представленные 895 организациями. В 2017 году расходы на эти цели составили 10,8 млрд рублей, что в 2,2 раза больше, чем в 2014-м.

В заключение необходимо отметить, что в настоящее время в статистическом изучении природоохранной деятельности предприятий недостаточное внимание уделяется комплексности в формировании информационной базы и при построении системы показателей и источников данных, ее образующих. Межведомственная разобщенность дополняется отсутствием целостности в формировании экологического портрета региона.

Ограничения межведомственного использования первичных данных организаций, отмена координации органов статистики с местными органами власти при сборе статистической отчетности по форме №2-тп (воздух), централизованной до 2019 года в территориальных органах Росстата, отсутствие специализированной формы для предприятий всех организационно-правовых форм, позволяющей производить базовую оценку нагрузки на окружающую среду с момента регистрации юридического лица, – вот неполный перечень проблем, требующих решения на федеральном уровне с целью повышения объективности статистической информации об охране окружающей природной среды.

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *