«Зеленое» строительство как элемент адаптации территорий к климатическим изменениям

И.А. Серебрицкий, канд. геол.-минерал. наук, государственный советник Санкт-Петербурга I класса. Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности 
serebr@kpoos.gov.spb.ru

Утвержденный 25 декабря 2019 года «Национальный план мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года» (далее – Распоряжение[1]) определил: утвердить отраслевые планы адаптации к изменениям климата до 30 сентября 2021 года; рекомендовать высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, ответственным за реализацию мероприятий национального плана, организовать работу по адаптации к изменениям климата и утвердить региональные планы адаптации к изменениям климата до 10 мая 2022 года.

В настоящее время работа по созданию отраслевых планов адаптации к изменениям климата еще только ведется, однако для ускорения процесса исполнения распоряжения на уровне субъектов Российской Федерации представляется целесообразным уже теперь провести подготовительные мероприятия, которые позволят на основе проведенного анализа имеющихся данных и накопленного в субъектах опыта выявить основные направления планирования действии по адаптации в каждом конкретном регионе, с учетом его современных природно-климатических, социально-экономических и технологических особенностей в разрезе различных секторов (сфер) экономики.

Распоряжение декларирует, что необходимой предпосылкой для планирования и реализации мер хозяйственной адаптации, а также для осуществления надлежащего контроля реализации планов адаптации является наличие нормативно-правовой, методической и институциональной базы. Мероприятия, направленные на ее формирование, должны быть выполнены в первую очередь как этап планирования адаптации.

В современных условиях принятие мер по адаптации к изменениям климата необходимо для снижения потерь и использования выгод, связанных с наблюдаемыми и будущими изменениями климата. Отмечаемые в последние годы масштабные социально-экономические последствия температурных и барических аномалий, экстремальных осадков и наводнений доказывают растущую уязвимость населения и экономики к экстремальным погодно-климатическим воздействиям и, соответственно, актуальность и стратегическую значимость планирования мер адаптации. При этом происходящие изменения климата на территории Российской Федерации создают и новые возможности для экономики страны, использование которых также относится к сфере адаптации.

В преамбуле к распоряжению к отрицательным последствиям ожидаемых изменений климата для Российской Федерации относятся в том числе имеющие отношение к территориальному планированию и строительству в городах страны:

  • повышение риска для здоровья населения;
  • рост повторяемости, интенсивности и продолжительности засух в одних регионах, экстремальных осадков, наводнений и опасного для сельского хозяйства переувлажнения почвы – в других;
  • повышение пожароопасности в лесных массивах;
  • деградация вечной мерзлоты в северных регионах с ущербом для строений и коммуникаций;
  • нарушение экологического равновесия, в том числе вытеснение одних биологических видов другими;
  • распространение инфекционных и паразитарных заболеваний;
  • риск затопления прибрежных (приморских) территорий при повышении уровня моря;
  • увеличение расхода электроэнергии на кондиционирование воздуха в теплый сезон.

К возможным положительным последствиям ожидаемых изменений климата для Российской Федерации относятся в том числе:

  • сокращение расходов энергии в отопительный период;
  • улучшение ледовой обстановки и, соответственно, условий транспортировки грузов в арктических морях, облегчение доступа к континентальному шельфу Российской Федерации в Северном Ледовитом океане;
  • улучшение структуры и расширение зоны растениеводства, а также повышение эффективности животноводства (при выполнении ряда дополнительных условий и принятии определенных мер);
  • повышение продуктивности бореальных лесов.

Организация и реализация мер по адаптации обеспечивается с учетом отраслевых, региональных и местных особенностей, а также долгосрочного характера этих мер, их масштабности и глубины воздействия на различные стороны жизни населения и экономики. В соответствии с Климатической доктриной Российской Федерации[2] предусмотрены разработка и реализация федеральных, региональных и отраслевых планов адаптации.

С точки зрения развития современных городов и прилегающих территорий, проблема адаптации к изменениям климата стоит особенно остро. Это связано с высокой антропогенной нагрузкой на сравнительно небольшие площади с чрезвычайно высокой концентрацией людей, промышленности, транспорта, запредельным уровнем образования отходов, чрезвычайным уровнем энергопотребления и т. п.

Возможные пути снижения уровня опасности от первоочередных климат-обусловленных рисков лежат в сферах территориального (городского) планирования и строительства, что почти полностью взаимоувязывается с перечнем климат-обусловленных рисков, приведенных в проекте «Методических рекомендаций и целевых показателей по вопросам адаптации к изменению климата», разрабатываемых Минэкономразвития России[3], в части ущерба отраслям экономики, в том числе объектам жилищно-коммунального хозяйства и социальной инфраструктуры.

Территориальное планирование, например, Санкт-Петербурга осуществляется в соответствии с Генеральным планом, утвержденным Законом Санкт-Петербурга от 22.12.2005 №728-99 (действующий, с изменениями на 6 марта 2019 года). Поскольку градостроительное планирование развития города с момента основания осуществляется из условий адаптации к сложным гидрометеорологическим условиям прибрежных территорий устья Невы и Финского залива, в действующей редакции Генерального плана предусмотрены отдельные мероприятия, направленные на снижение негативного воздействия климатических факторов: мероприятия по предотвращению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, мероприятия по улучшению экологической обстановки и охране окружающей среды, мероприятия по инженерной подготовке территорий и др.

В соответствии с действующим Генеральным планом установлена следующая функциональная структура Санкт-Петербурга: рекреационные зоны – 29% территории от общей площади города (без учета намывных территорий западной части Васильевского острова), жилые зоны – 23%, производственные зоны – 13%, зоны инженерной и транспортной инфраструктур – 12%, зоны сельскохозяйственного использования – 8%, общественно-деловые – 7%, зоны специального назначения – 4%, земли водного фонда – 4%.

В настоящее время суммарная площадь зеленых насаждений всех видов в Санкт-Петербурге оценивается в 43 тыс. гектаров, что составляет 30% территории города, причем больше половины занимают городские леса. На долю особо охраняемых природных территорий приходится 4% территории города. Лесистость Санкт-Петербурга составляет 13%, данный показатель остается неизменным с 2012 года.

Устойчивое развитие градостроительного комплекса основано на соблюдении научно-обоснованных норм и правил, которые лежат в основе строительного проектирования. Следует отметить, что проблема наблюдаемых изменений климата и необходимости адаптации к ним градостроительного комплекса системно не обозначена в действующих документах территориального планирования и зонирования Санкт-Петербурга. При этом необходимо понимать, что учет глобального потепления, усиленного региональными климатическими особенностями, позволит наиболее комплексно учесть факторы климатических изменений практически во всех сферах деятельности и развития современного города. Более того, п. 28 Приложения к Национальному плану мероприятий первого этапа адаптации1 предусмотрено включение мер по адаптации к изменениям климата в документы стратегического планирования субъектов Российской Федерации.

Не секрет, что «приоритеты в проектировании и благоустройстве в мире смещаются в сторону экологичной среды обитания, в которой одновременно обеспечиваются качество воздуха, спокойный звуковой фон, гармоничный визуальный ряд, зеленые и водные городские связи, позволяющие заняться спортом, справиться с нарастающими психологическими и информационными нагрузками, что было отмечено всеми отечественными и зарубежными специалистами на состоявшейся в Санкт-Петербурге 27 апреля 2021 года IV Конференции формата «Архитектура, закон и бизнес: поиск баланса» «Экологические тренды в развитии города и агломерации»[4]. Особое место в обсуждениях было отведено планированию и созданию водно-зеленых каркасов городов и агломераций, обеспечивающих формирование микроклимата в условиях современного мегаполиса, а это прямые мероприятия по адаптации, т. е. научная основа для адаптации в области территориального планирования существует и активно развивается.

Есть и предварительные проработки. Так, опыты по созданию агломерации Санкт-Петербург – Ленинградская область идут с 2018 года[5]. В границы совместного развития города и области включены территории, входящие в зону полуторачасовой транспортной доступности до города. Планируется, что общая площадь агломерационной зоны составит 8678 кв. км. В нее помимо Петербурга со всеми его пригородами войдут и территории 56 поселений Ленинградской области. По прогнозам, уже к 2030 году население проектируемой агломерации вырастет до 7,25 млн человек, а к 2050 году – до 8,66 млн человек.

Важно отметить, что согласно п. 4 ст. 7 Закона Санкт-Петербурга от 01.07.2015 №396-75[6] Схема территориального планирования города федерального значения Санкт-Петербурга и Ленинградской области является документом стратегического планирования Санкт-Петербурга. В настоящее время сформированы условия при ее разработке учесть мероприятия по адаптации к климатическим изменениям. Это новый документ, и его можно сделать «по-новому».

Концепция предполагает создание единой системы коммунальной, инженерной и социальной инфраструктуры, формирование единого ландшафта агломерации, строительство транспортных объектов не по поясному, а по лучевому принципу. Отдельное внимание регионы уделили формированию естественного природного каркаса агломерации. «Легкие города» – зеленые зоны, сады и парки – будут опоясывать не только Петербург, но и все зоны активного градостроительного развития в Ленинградской области, фактически «экологического каркаса» огромной территории. Его задачей может стать и адаптация к климатическим изменениям.

Процесс строительства включает целый ряд этапов, таких как разработка документации по планировке территории; проведение инженерных изысканий; разработка архитектурно-строительного проекта объекта капитального строительства; выполнение строительно-монтажных работ; ввод объекта в эксплуатацию. В связи с этим учет изменяющихся климатических параметров необходим на каждом этапе строительства.

Многие действующие регламенты эксплуатации объектов и инженерных коммуникаций не учитывают современных климатических тенденций, что приводит к тому, что многие объекты жилищного хозяйства в Санкт-Петербурге функционируют за счет запасов прочности, что влечет за собой высокую вероятность разрушений и аварий. Зачастую в ведомственных документах гидрометеорологические нормы приняты по данным наблюдений, выполненных в XX веке.

Причинами увеличения нагрузки на конструкции крыш, козырьков, ограждений и водосточных труб являются увеличение среднегодового количества осадков и интенсивность их выпадения, а также возникновение наледей и снежных обледенений (сосулек), обусловленное, в основном, увеличением числа оттепелей в зимнее время.

Уменьшение амплитуды годового хода температур может благоприятно сказываться на долговечности зданий и строений, в то время как воздействие вод (изменение режима и интенсивности выпадения осадков и режима залегания подземных вод, затопление поверхностными водами), повышение частоты переходов температуры воздуха через 0° в зимнее время носит негативный характер.

Перечисленные воздействия обусловливают необходимость актуализации существующих нормативных и регламентирующих документов, в которых закреплены основные «неустойчивые» гидрометеорологические нормы. Однако необходимо понимать, что даже принятие новых нормативных значений сохраняет достаточно высокую вероятность их превышения в течение расчетного периода строительства и эксплуатации.

Введение в действие с 1 января 2013 года свода правил СП 131.13330.2012 «Строительная климатология. Актуализированная редакция СНиП 23-01-99*» (в настоящее время действует СП 131.13330.2018 «СНиП 23-01-99* Строительная климатология». Применяется с 29.05.2019. Заменяет СП 131.13330.2012. – Прим. авт.), в котором отражены тенденции происходящих изменений по сравнению с предыдущей редакцией документа, является одним из первых шагов в этом направлении. Думается, что было бы верным в части развития Свода правил, включение в них раздела по прогнозируемым оценкам изменения климатических параметров в XXI веке.

Многие специфические гидрометеорологические характеристики, используемые при проектировании инженерно-транспортной инфраструктуры города, представлены в ведомственных нормативно-правовых актах. Например, это касается таких показателей, как интенсивность дождя q20, л/с на один гектар, продолжительностью 20 минут при периоде однократного превышения расчетной интенсивности дождя равной 1, а также среднее за год количество дождей mr, представленных в СП 32.13330.2012 «Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85» (с 24.05.2018 действует в редакции, утвержденной Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24.05.2018 №308/пр «Об утверждении Изменения №2 к СП 32.13330.2012 «СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения». – Прим. авт.). В действующей редакции интенсивность выпадения осадков рассматривается как 60 л/с/га. При этом к 2100 году интенсивность выпадения атмосферных осадков может увеличиться до 20% (т. е. достигнуть 76 л/с/га), в то время как расчетные оценки за период 1981–2010 гг. показывают, что эта величина равна 63,3 л/с/га. Региональный методический документ «Снеговые нагрузки для Санкт-Петербурга» 20-19-2013[7] был разработан для обеспечения надежности и безопасности объектов строительства при проектировании зданий и сооружений с учетом физико-географических условий формирования снежного покрова на территории города.

В конце ХХ – начале ХХI века в мире растет спрос на «зеленую» жилую недвижимость, офисные и общественные здания, торговые и промышленные объекты, соответствующие международным стандартам «зеленого» строительства LEED (США), DGNB (Германия), BREEAM (Великобритания) и ряду других. Для этого в 170[8] странах в разное время были сформулированы национальные или используются общепринятые так называемые «зеленые» строительные стандарты, которые описывали условия создания и эксплуатации экологичных построек. В их разработке принимали участие правительства, строительные фирмы, производители материалов и оборудования, ученые и юристы.

«Зеленые стандарты» служат для оценки экологической эффективности зданий, а их на сегодняшний день реализовано уже более 6300008. Объекты, сертифицированные по национальным и международным «зеленым» строительным стандартам, с одной стороны, обеспечивают минимальное загрязнение окружающей среды и высокий уровень экологической безопасности для людей, с другой, по мнению автора, – являются важным шагом на пути адаптации объектов строительства к меняющимся климатическим условиям.

Подобная тенденция характерна и для России[9]. Однако до относительно недавнего времени в нашей стране отсутствовали критерии «экологичности» строительства, которые задавали бы необходимые ориентиры для проектирования и реализации объектов строительства. Лишь летом 2009 года в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации была создана рабочая группа по разработке критериев добровольной экологической сертификации с учетом международного опыта создания и применения «зеленых» стандартов[10]. В рабочую группу были приглашены видные российские эксперты в области промышленной экологии.

В результате деятельности этой рабочей группы в феврале 2010 года Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии была зарегистрирована первая российская национальная Система добровольной сертификации объектов недвижимости – «Зеленые стандарты»[11]. С апреля 2011 года действует вторая, усовершенствованная, версия Системы добровольной сертификации объектов недвижимости «Зеленые стандарты»[12].

Пионером, среди региональных органов власти в понимании необходимости использования принципов «зеленых» стандартов при строительстве стал Департамент природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы.

В 2019 году в практическом пособии разработки комплексных стратегий и программ климатической адаптации мегаполисов на примере Москвы[13] отмечалось, что для Москвы и Московской области назрела необходимость разработки собственной рейтинговой системы «зеленого» строительства.

Ключевыми мерами для успешной реализации «зеленых» подходов в строительстве департаментом определены следующие мероприятия:

  • необходимо решение Правительства Москвы о поддержке системы добровольной экологической сертификации реконструируемых и вновь строящихся жилых и иных объектов в целях формирования качественной среды обитания человека: наличие парковых зон, удобства транспорта и т. д.;
  • при проведении тендеров на проектирование, реконструкцию и строительство необходимо учитывать результаты добровольной сертификации как положительные факторы;
  • определить ряд представительских зданий в Москве для проведения сертификации по рейтинговой системе и обеспечить широкое информирование в СМИ о результатах сертификации;
  • организовать и провести систему конкурсов по достигнутым результатам зданий «зеленого» строительства;
  • рекомендовать высшим учебным заведениям архитектурно-строительного и соответствующего инженерного профиля разработать методические рекомендации по оценке студенческих проектов с позиции «зеленого» строительства. Новые дома, построенные по программе реновации жилого фонда Москвы, должны соответствовать классу энергоэффективности «В».

Были предложены и конкретные решения:

  • энергоэффективные стены и стеклопакеты в окнах;
  • поквартирная система отопления с индивидуальными счетчиками, позволяющая жителям самостоятельно регулировать температуру и экономить тепло;
  • автоматизированные системы управления, корректирующие подачу тепла в здания в зависимости от погодных условий;
  • современная инженерная инфраструктура подачи и распределения тепла и воды;
  • энергосберегающие светильники в холлах, подвалах и других местах общего пользования.

Для московских коллег принципиально важно предусмотреть использование экологических, энерго- и ресурсосберегающих решений в комплексе не только для зданий, но и для кварталов в целом, т. к. это ключевые приоритеты отбора успешных проектов реновации.

Были предложены и основные урбанистические решения, и приоритеты для адаптации застройки (городской среды мегаполиса) к изменению климата:

  1. Ориентация пространственных решений на снижение ветровых нагрузок и воздушных потоков в публичных городских пространствах.
  2. Аэрация (сухие фонтаны и распределители водяного пара) и затенение городских пространств: крупномеры, высокие кустарники, стационарные или мобильные навесы, козырьки, препятствующие перегреву, высушиванию, запылению городских пространств в период высоких температур, кондиционирование остановок общественного транспорта.
  3. Мобильная и стационарная защита южных, западных, юго-западных фасадов (внутренних помещений) от перегрева (лоджии, веранды, жалюзи, ставни, козырьки, навесы) и от ветрового охлаждения северных, северо-западных, северо-восточных фасадов.
  4. Защита от переохлаждения и наледей в период низких температур, размещение стационарных и мобильных теплых объектов в общественных городских пространствах (теплые остановки общественного транспорта, мобильные кафе и др.), подогрев козырьков, тротуаров, ливневых стоков с фасадов зданий в местах высокого пешеходного транзита.
  5. Интеграция природных городских систем в систему водосбора и утилизации ливневых осадков; максимально возможное восстановление природных водосборных систем в городе.

Прекрасное начинание! К сожалению, до настоящего времени реализация предложенных мер не имеет широкого продолжения, по крайней мере в открытых источниках автору не удалось найти информацию о крупномасштабных реализованных или принятых к реализации проектах.

Наличие сертификатов соответствия требованиям «зеленого» строительства (требованиям в части экологической и энергетической эффективности, а также обеспечения комфорта и здоровья людей) являлось обязательным требованием FIFA для стадионов, принимающих чемпионат мира по футболу-2018 в России, о чем подробно рассказал в статье «Российский зеленый стандарт для футбольных стадионов как нематериальное наследие чемпионата мира по футболу-2018» [14] председатель правления Ассоциации «Национальный центр зеленого строительства», председатель Российского экологического общества, заместитель председателя Общественно-делового совета Национального проекта «Экология» Р.А. Исмаилов.

Одним из основных факторов, повлиявших на решение создать национальный «зеленый» стандарт, стала необходимость провести сертификацию, максимально основанную на существующей отечественной нормативно-правовой базе при условии его соответствия минимальным требованиям стандарта LEED.

Отечественный стандарт СДС «РУСО. Футбольные стадионы» для выполнения обязательного требования по «зеленой» сертификации был разработан АНО «Национальный центр зеленого строительства». На соответствие требованиям российского «зеленого» стандарта получили сертификаты девять футбольных стадионов в городах Санкт-Петербург, Казань, Калининград, Ростов-на-Дону, Самара, Саранск, Нижний Новгород, Екатеринбург и Волгоград, причем стадион в Санкт-Петербурге, единственный из всех перечисленных, получил золотой сертификат соответствия.

Основные требования «зеленого» стандарта «РУСО. Футбольные стадионы» включают следующие разделы: охрана окружающей среды и экологическая безопасность; энергосбережение и энергоэффективность; рациональное использование водных ресурсов; экологические характеристики материалов и обращение с отходами; качество архитектурных решений и планировки территории, а также комфорт для пользователей.

Сегодня такая работа уже активно ведется компаниями с государственным участием (ГК «Автодор» и ОАО «РЖД»), которые разработали свои корпоративные «зеленые» стандарты для линейных объектов и объектов дорожной инфраструктуры.

Важно отметить, что, определяя концептуальные подходы к подготовке СДС «РУСО. Футбольные стадионы», специалисты учитывали особенности территории нашей страны, которые влияют в целом на развитие «зеленого» строительства в России: высокий уровень энергоемкости зданий (энергоемкость систем отопления жилых зданий в России на 61–76% выше уровня энергоемкости жилых зданий Северной Европы); существенная дифференциация экологических проблем по регионам; неравномерное распределение водных ресурсов по регионам. На южные и юго-западные районы страны, где сосредоточено 75% населения и 80% промышленности и сельскохозяйственного производства, приходится 16% ресурсов поверхностных вод.

РУСО8 в работе использует нормативно-правовую и нормативно-методическую базы Российской Федерации в области строительства, устанавливающие минимальные и обязательные требования безопасности к зданиям и сооружениям, безопасности для здоровья человека, экологической безопасности и требования энергетической эффективности. Функционирует в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании».

Базовая таблица критериев и показателей РУСО, параметрические оценки опираются на строительные и санитарные нормы Российской Федерации (ГОСТы, своды правил, СНиПы, СанПины).

Организационная структура, правила функционирования систем СДС «РУСО» и СДС «РУСО. Футбольные стадионы» выстроены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к системам добровольной сертификации Федеральным законом «О стандартизации в Российской Федерации» от 29.06.2015 №162-ФЗ.

«Зеленые стандарты» должны обеспечить реализацию «Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» и приоритетов, обозначенных в «Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030 г.», подготовленных Минприроды России. Целью этих задач является снижение к 2025 году по сравнению с 2014 годом:

  • общего объема выбросов загрязняющих веществ на 15–25%;
  • объема сброса загрязненных сточных вод до 30%;
  • объема выбросов парниковых газов в СО2-эквиваленте до 35%.

Несмотря на это, эксперты9 отмечают отсутствие единой, актуализированной и полной нормативной методической базы технического регулирования в строительстве.

В качестве примера непосредственно самой процедуры сертификации футбольных стадионов по российскому «зеленому» стандарту – системе добровольной сертификации «РУСО. Футбольные стадионы» необходимо отметить, что объекты оценивались по 63 критериям, которые содержат 150 показателей (индикаторов). Сертификация выполняется в два этапа. На первом оценивалась проектная документация, на втором – сам стадион, введенный в эксплуатацию. Оценка происходила по следующим группам требований:

  • предпроектная подготовка;
  • комфорт и качество внешней среды;
  • качество архитектуры и планировки объекта;
  • комфорт и экология внутренней среды;
  • качество санитарной защиты и утилизация отходов;
  • рациональное водопользование;
  • энергосбережение и энергоэффективность;
  • применение альтернативной и возобновляемой энергии;
  • экология создания, эксплуатации и утилизации объекта;
  • экономическая эффективность;
  • качество подготовки проекта;
  • качество эксплуатации объекта.

Уже сегодня существующие «зеленые» стандарты, помимо проектирования и строительства спортивных объектов, могут быть успешно применены в Арктической зоне Российской Федерации и Байкальской природной территории, при развитии территорий опережающего развития ДФО, при проектировании детских и медицинских учреждений, а также в работе госкомпаний (например, при прокладке трубопроводов в нефтегазовой отрасли) в любом из субъектов Российской Федерации.

27 апреля 2021 года на портале Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы[15] в материале «Зеленое» строительство: создание комфортной, безопасной и здоровой среды»[16] приведено интервью с президентом Московского государственного строительного университета (НИУ МГСУ) В.И. Теличенко, который в частности отметил, что в сознании многих людей сложилось представление о том, что «экологическое строительство – это дорого. Но это в корне неверная мысль, поскольку более высокие начальные затраты компенсируются в процессе эксплуатации. Сегодня в России есть крупные компании, руководители которых понимают, что дом с высокими потребительскими свойствами, в том числе соответствующий нормам «зеленого» строительства, не просто быстрее окупается, но и пользуется высоким спросом у покупателей жилья».

По его словам, здесь есть три уровня заинтересованности: город, жители и бизнес, и на каждом уровне есть своя система стимулов. Городские власти ставят цель сделать Москву одним из лучших городов мира. А лучший город – это тот, который развивает у себя современные технологии и подходы, в том числе в части экологии. Президент НИУ МГСУ отмечает, что для воплощения подобных идей в жизнь необходима поддержка со стороны государства. И с этим нельзя не согласиться.

В настоящий момент вопросы, связанные с «зеленым» строительством в России, продвигаются крайне медленно, и только государство способно выступить драйвером в создании нового рынка объектов и услуг, соответствующих международным и/или российским «зеленым» стандартам, и, как следствие, создать эффективный инструмент по адаптации к климатическим изменениям городов и территорий страны.

 

ВЫВОДЫ:

  1. На сегодняшний день в России проблема наблюдаемых изменений климата и необходимость адаптации к ним градостроительного комплекса системно не обозначена в действующих документах территориального планирования и строительства.
  2. Научная основа для адаптации к изменениям климата в области территориального планирования существует и активно развивается.
  3. Единые критерии экологичности строительства, которые задавали бы необходимые ориентиры для проектирования и реализации объектов строительства, в настоящее время не покрывают весь спектр возникающих вопросов и не носят обязательного характера.
  4. Формирующаяся национальная Система добровольной сертификации объектов недвижимости «Зеленые стандарты» могла бы стать правовой и методической основой для учета при проектировании и строительстве мероприятий по адаптации к изменениям климата.
  5. Только участие государства на уровне правового регулирования способно обеспечить условия для реализации «зеленого» строительства, соответствующего международным и/или российским «зеленым» стандартам, и, как следствие, стать ведущей силой в реализации проектов с учетом необходимости адаптации к климатическим изменениям.

[1] «Национальный план мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года». Распоряжение Правительства Российской Федерации №3183-р.

[2] О Климатической доктрине Российской Федерации. Распоряжение Президента РФ от 17.12.2009 №861-рп.

[3] https://www.economy.gov.ru/material/file/bd510e454cdb320e16838a0a00cde7df/4sdfgl4589i.pdf

[4] http://arcunionspb.ru/meropriyatiya/anonsy/1010/

[5] https://spbvedomosti.ru/news/gorod/stiraya_grani/ Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» №129 (6238) от 19.07.2018 под заголовком «Стирая грани».

[6] О стратегическом планировании в Санкт-Петербурге (с изменениями на 10 марта 2020 года). Закон Санкт-Петербурга от 01.07.2015 №396-75.

[7] https://www.gov.spb.ru/static/writable/ckeditor/uploads/2013/03/27/RMD.pdf

[8] https://ruso.systems/why/#a055-numbers

[9] https://www.mnr.gov.ru/activity/directions/zelenye_standarty/

[10] Распоряжение Минприроды России от 15.07.2009 г. №31-р.

[11] Распоряжение Минприроды России от 30.12.2009 г. №75-р «О добровольной экологической сертификации объектов недвижимости с учетом международного опыта применения «зеленых» стандартов».

[12] Распоряжение Минприроды России от 24.05.2010 г. №19-р «О добровольной экологической сертификации объектов недвижимости с учетом международного опыта применения «зеленых» стандартов».

[13] Приоритеты климатической адаптации мегаполиса: люди, природа, техника. Алгоритм, стратегия и план действий. Научно-методическое издание. Под ред. Е. Гашо. – Москва, 2019 г.

[14] http://ecopeterburg.ru/wp-content/uploads/2018/12/OS_9.pdf

[15] https://stroi.mos.ru/structure?from=cl

[16] https://stroi.mos.ru/articles/zielienoie-stroitiel-stvo-sozdaniie-komfortnoi-biezopasnoi-i-zdorovoi-sriedy?from=cl

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *