Цифровая трансформация водохозяйственной отрасли

Н.А. Сологуб, заместитель руководителя Федерального агентства водных ресурсов

Представляете, как было бы удобно – открываешь приложение в смартфоне, а там подробная информация о любом водном объекте страны, хоть о грандиозном Байкале в Сибири, хоть о маленькой речке Козловке в Пермском крае. Причем данные официальные, из Государственного водного реестра.

Хочется провести выходные на природе? Ищите в приложении речку недалеко от города и сразу поймете – загрязнения там минимальные, никаких опасных стоков и незаконных свалок. Значит, можно смело выдвигаться на отдых. А вот озеро в деревне, где вы провели все детство. Да, время его не пощадило: уже не пробраться сквозь густые заросли, да и воды почти не осталось, не озеро – болото. Так, может, предложить властям привести водоем в порядок? Для этого есть специальная форма в том же приложении, с помощью которой можно быстро отправить запрос в Минприроды – чтоб внесли в список объектов для восстановления.

И такая программа действительно может существовать. Как? Над этим работают специалисты, реализующие проекты цифровой трансформации Росводресурсов. Отвечает за направление заместитель руководителя Федерального агентства водных ресурсов Наталия Сологуб.

– Наталия Александровна, цифровая трансформация проходит за закрытыми дверями или вы уже пробуете представить ваши наработки общественности?

– В начале весны Счетная палата РФ провела хакатон Audithon 2021 для решения задач цифровой трансформации. Участники решали реальные задания по аналитике и визуализации данных, в том числе из практики Федерального агентства водных ресурсов. Решение одного из заданий – «Корреляционный дашборд качества воды» – признали одним из лучших на форуме разработчиков. Команде (а это были курсанты Военно-космической академии им. А.Ф. Можайского) удалось наглядно показать, как состояние водных ресурсов зависит, например, от качества и количества донных отложений. Для этого они создали приложение, из которого можно узнать о состоянии не только локальных водных объектов, но и бассейнов рек и озер. А в работе IT-специалисты использовали дата сеты, подготовленные командой цифровой трансформации Росводресурсов.

– Эту информацию действительно сложно получить обывателю?

–  Конечно, можно воспользоваться данными из открытых источников. Но чтобы получить официальные сведения о каком-либо водном объекте, необходимо написать несколько запросов в разные ведомства, что отнимает много времени. Мы предлагаем брать все необходимое из одного источника. Компонент «Открытые данные» позволит уйти от оказания государственной услуги в части предоставления сведений из Государственного водного реестра к возможности просмотра и выгрузки данных из него же и Государственного мониторинга водных объектов.

Но просто перенести данные с бумаги в компьютер (кстати, именно этот процесс называется цифровизацией) недостаточно. Нужна именно цифровая трансформация – своего рода реформа в водохозяйственной отрасли. Ее успех зависит не только от тщательности проработки механизмов, но и от совершенствования нормативно-правовой базы.

Компонент «Открытые данные» будет построен на принципах открытости и должен будет объединять все наши существующие системы, исключить дублирование информации. То есть нужно создать такую последовательность действий, которая в итоге сможет и упростить работу работника водохозяйственной отрасли, и удовлетворить любопытство пятиклассника, готовящего доклад по природоведению.

– А более масштабные задачи система поможет решить?

– Конечно, в первую очередь мы должны обеспечить безопасность населения и объектов экономики. Для этого разрабатывается проект «Оперативный дежурный». Такая служба позволит в круглосуточном режиме собирать и обрабатывать актуальную информацию о водохозяйственной обстановке, режимах работы водохранилищ на всей территории страны.

Ещё недавно эти данные мы собирали буквально в ручном режиме – электронная почта, телефонные звонки. Из-за этого страдала скорость, а она в вопросах борьбы со стихией принципиальна. Поэтому наша главная цель – разработать такую цифровую среду, которая сократит время сбора и обработки информации, а качество процесса, наоборот, повысит. Это ключевые условия для принятия оперативных и эффективных управленческих решений.

Если конкретно, то наши планы такие: в шесть раз уменьшить время для принятия управленческого решения; предотвратить трехмиллиардный ущерб от неблагоприятных гидрологических явлений; сократить на 6 млн гектаров площадь территорий, подверженных наводнениям.

Главный инструмент – интерактивная карта, где в режиме онлайн отображаются все сведения о ЧС, опасных и неблагоприятных явлениях. Можно будет даже выяснить скорость движения паводковой волны! Расчетом критических показателей, предупреждающих о рисках, займется искусственный интеллект. Он возьмет на себя функцию прогнозирования ситуаций за счет исторических данных, географического положения объекта, его происхождения, состояния вод, количества осадков, работы гидротехнических сооружений и т. д. Все это позволит предсказать, как поведет себя та или иная река, например, при малоснежной зиме.

Для кого еще будут полезны ваши разработки?

– Цифровая трансформация водохозяйственной отрасли упростит жизнь и водопользователям. Сейчас, чтобы получить услугу, они могут выбрать традиционный способ – на бумажном носителе. Для этого нужно обратиться в уполномоченный орган либо оформить все необходимое через сайт госуслуг. Однако уже к концу 2021 года мы рассчитываем, что выведем весь процесс в электронный оборот, где у большей доли водопользователей появится возможность получить услугу в электронном виде.

В 2022 году мы планируем запустить «Интеллектуальный скоринг отраслевых мероприятий». Эта система наглядно покажет, в каких регионах предпочтительнее расчищать русла рек, где необходимо строить новые гидротехнические сооружения. Искусственный интеллект позволит не только отбирать более целесообразные мероприятия, но и прогнозировать объем ущерба в том случае, если работы не будут проведены. Получается, это будет объективная рекомендательная оценка – от каких действий удастся получить наибольший экологический и социальный эффект. В дополнение мы получаем еще один плюс – оперативность, что в данном положении означает выигранное время для принятия решений. Значит, регион сможет быстрее получить финансирование, соответственно, раньше приступить к работам.

В России больше пяти миллионов рек и озер. И каждый из этих водных объектов важен для тех, кто живет вблизи. От того, насколько точно мы сможем проанализировать его состояние, будет зависеть эффективность расходования средств, направленных на повышение качества жизни россиян.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *