Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений

Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений как драйвер интегрированного управления водными ресурсами восточной части Финского залива в условиях глобального изменения климата

Роза Рустамовна Михайленко, начальник управления экологии и системы предупреждения наводнений ФКП «Дирекция КЗС г. СПб Минстроя России»

На протяжении трех столетий самым грозным стихийным бедствием для Санкт-Петербурга были морские нагонные наводнения. В 1824 году произошло катастрофическое наводнение с самым высоким подъемом уровня воды с момента основания города – 421 см БС (Балтийской системы высот).

При катастрофических наводнениях, случающихся с периодичностью раз в сто лет, уровень воды поднимается на +300 см БС и более. Такие наводнения приводили к громадным социальным, экономическим и экологическим ущербам: гибели людей, разрушению и подтоплению множества исторических и культурных памятников, мостов, станций метрополитена, социально значимых объектов, а также к опасному загрязнению акватории Невской губы.

Для устойчивого социального и экономического развития Санкт-Петербурга важнейшей задачей является надежная защита города от наводнений. С этой целью был построен и эксплуатируется комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений (КЗС) Он представляет собой объект комплексного, многоцелевого назначения и выполняет ряд важных социальных, экономических и экологических функций.

Завершение строительства КЗС позволило обеспечить защиту города от наводнений, создать участок кольцевой дороги вокруг Санкт-Петербурга и оздоровить воздушную среду города за счет вывода транзитного транспорта из его центральной части, обеспечить наземную транспортную связь г. Кронштадта с материком.

В период разработки и реализации проекта был предпринят комплексный подход к улучшению экологической ситуации в Невской губе и восточной части Финского залива. Правительственным постановлением о строительстве КЗС было также решено построить централизованные очистные сооружения Ленинграда. До 1980 года очищалось только 3% сточных вод города с населением 5 млн человек.

Вопросы экологического благополучия являлись определяющими на всех этапах проектирования, строительства и эксплуатации КЗС. В результате проведенного анализа последствий двух самых разрушительных наводнений в XX веке (1924-го и 1955 года) проектом КЗС было доказано, что увеличение штормовой активности, а также повторяемости морских нагонных наводнений приводят к значительному разрушению берегов восточной части Финского залива. В проекте КЗС была отмечена необходимость решения вопроса укрепления береговой линии, незащищенной от наводнений. В результате было подготовлено ТЭО берегоукрепления восточной части Финского залива и построены три экспериментальных участка берегоукрепления в Курортном районе Санкт-Петербурга, которые показали высокую эффективность применения новых методов восстановления берегов.

В настоящее время появляется реальная возможность использования КЗС для целенаправленного улучшения экологической ситуации в акватории Невской губы и прилегающей части Финского залива посредством маневрирования затворами водопропускных сооружений в случае разливов нефтепродуктов и других загрязняющих веществ в акватории реки Невы и Невской губы.

КЗС оказывает позитивное влияние в формировании новых мест обитания для фауны на дамбах комплекса и специально созданных мелководных участках, заросших высшей водной растительностью, ценных как для воспроизводства рыбных ресурсов, так и для отдыха перелетных водоплавающих и околоводных птиц. В период строительства КЗС в качестве компенсации ущерба водным биоресурсам был построен Невский рыбоводный завод по разведению молоди атлантического лосося в районе Ивановских порогов.

В связи со строительством КЗС, начиная с 1990 года, заказчиком строительства совместно с нидерландским институтом Дельфт Хайдроликс была разработана программа интегрированного управления водными ресурсами для улучшения экологического состояния в Невской губе и восточной части Финского залива, которая была успешно реализована в период строительства и эксплуатации.

В 1992 году был проведен широкомасштабный натурный эксперимент по маневрированию затворами КЗС с целью улучшения экологической ситуации в Невской губе и восточной части Финского залива. Под руководством автора, в 1999 году в Управлении по строительству сооружений защиты Санкт-Петербурга от наводнений впервые создана цифровая карта затопляемых территорий города и разработана модель оценки ущербов для Санкт-Петербурга, включая Курортный район города.

Как было отмечено международными экспертами, такой подход в создании модели по оценке социальных, экономических и экологических ущербов был впервые в мире применен для городов, тем более таких крупных мегаполисов, как Санкт-Петербург. В результате строительства КЗС было выполнено расширение и спрямление Морского канала, что обеспечило улучшение условий навигации в восточной части Финского залива и в Невской губе.

В августе 2011 года состоялось торжественное открытие Комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений. Через четыре месяца, в ноябре и декабре 2011 года, КЗС предотвратил три наводнения, одно из которых могло бы достигнуть уровня +294 см БС и занять четвертое место в историческом списке наводнений.

В связи с глобальным изменением климатических процессов более чем в два раза повысилась повторяемость наводненческих ситуаций в Санкт-Петербурге. После ввода КЗС в эксплуатацию (за период 2011–2021 годов) было предотвращено 27 наводнений.

Таким образом, важнейшими социальными, экономическими и экологическими аспектами эксплуатации КЗС являются:

— предотвращение социальных и экономических потерь от наводнений и сохранение культурного наследия Санкт-Петербурга;

— улучшение условий для инвестиций в экономику Санкт-Петербурга в результате защиты города от наводнений;

— возможность оказывать позитивное воздействие на состояние водной среды акватории Невской губы и восточной части Финского залива посредством маневрирования затворами водопропускных сооружений;

— снижение интенсивности негативного воздействия транспортных потоков на здоровье жителей города в результате ввода морского участка КАД, позволяющего соединить северный и южный берега Невской губы, замкнуть Кольцевую автомобильную дорогу и вывести за пределы исторического центра и жилой застройки более 36 тыс. автомобилей в сутки;

— повышение безопасности судоходства вследствие расширения и углубления Морского канала и сокращения в два раза количества поворотов судов при прохождении через новые фарватеры, оснащенные современными средствами навигационного обеспечения. Это способствует снижению степени риска аварийных ситуаций (в том числе разливов нефтепродуктов и других загрязняющих веществ) в акватории Финского залива Балтийского моря;

— создание автоматизированной системы предупреждения угрозы наводнений, позволяющей разрабатывать оптимальные планы управления затворами КЗС в период наводненческих ситуаций;

— проведение оптимизации экологического мониторинга с целью охраны водной среды Финского залива Балтийского моря;

— формирование в створе КЗС искусственных отмелей, благоприятных для воспроизводства рыбных ресурсов, а также используемых как места отдыха для более 120 видов перелетных водных и околоводных птиц на пути их миграции из Скандинавии на юг, включая восемь редких видов, включенных в красные книги России и Санкт-Петербурга;

— формирование новых рекреационных и туристических зон Санкт-Петербурга.

Учитывая все позитивные социально-экономические и экологические аспекты, связанные с эксплуатацией КЗС, можно считать этот уникальный многофунциональный комплекс драйвером интегрированного управления водными ресурсами Невской губы Финского залива.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *