На пути к циклической экономике

Перспективы внедрения единой системы раздельного накопления отходов в Санкт-Петербурге

С 1 января 2022 года в Санкт-Петербурге начата реализация реформы системы обращения твердых коммунальных отходов (ТКО), основными приоритетами которой, сформулированными на уровне федерального законодательства, являются кратное увеличение объемов ТКО, вовлекаемых в хозяйственный оборот в качестве вторичных материальных ресурсов, и последовательное сокращение объемов захоронения отходов.

Достижение этих целей подразумевает необходимость создания соответствующей инфраструктуры, включающей в себя как новые мощности по переработке отходов, так и инфраструктуру для их раздельного накопления непосредственно на контейнерных площадках.

Организация раздельного накопления отходов (РНО) на уровне домохозяйств и коммерческих потребителей позволяет повысить качество извлекаемых из ТКО полезных фракций, таких как бумага и картон, различные виды пластика, стекло, лом черных и цветных металлов, а также общий объем вторичных материальных ресурсов, возвращаемых в экономический оборот. Не менее важен и социальный эффект, поскольку вовлечение населения в процесс раздельного сбора, как показывает российский и зарубежный опыт, способствует формированию более ответственного подхода к потреблению, отказу от использования не перерабатываемых товаров (например, одноразовой посуды и пластиковой упаковки) и, как следствие, сокращению объемов образования отходов в целом. Это отвечает долгосрочным целям развития отрасли в части последовательного движения к построению экономики замкнутого цикла.

Ожидания и мифы

Важной особенностью Санкт-Петербурга является высокий уровень развития экологической культуры, что предопределяет наличие со стороны горожан устойчивого запроса на создание в регионе системы раздельного накопления отходов.

Как показывают результаты обсуждения Единой концепции по обращению с ТКО Санкт-Петербурга и Ленинградской области, организация и внедрение раздельного накопления отходов на территории всего города является для жителей обоих регионов важным показателем того, что реформа системы обращения ТКО движется в правильном направлении.

На протяжении последних лет инфраструктура раздельного накопления отходов в регионе достаточно активно развивалась как силами общественных организаций, так и в рамках коммерческих проектов, реализуемых преимущественно субъектами малого и среднего бизнеса. В общей сложности в городе реализуется свыше 30 различных проектов в области раздельного сбора на 4500 площадках. Однако в силу того, что эти проекты существуют практически независимо друг от друга и сильно различаются по формату (это и сбор отдельных видов вторичного сырья на контейнерных площадках; центры раздельного сбора сырья для большого количества компонентов; периодические акции по сбору сырья, организуемые общественными движениями и организациями; пункты приема металлов; автоматы по приему вторсырья), масштабирование накопленного в этой сфере опыта на всю территорию города затруднительно.

Создание единой региональной системы раздельного накопления отходов в масштабах пятимиллионного мегаполиса, учитывая существенные различия плотности населения, характера застройки и состояния улично-дорожной сети для разных районов Петербурга, требует не только решения целого комплекса управленческих и логистических задач, но и переосмысления экономики этого процесса. Популяризация раздельного сбора как модели экологически ответственного поведения привела к формированию ряда устойчивых мифов, которые не всегда согласуются с реальными возможностями.

Миф первый – переработка раздельно накопленных отходов стоит дешевле, поскольку оператор получает прибыль от продажи полученного вторичного сырья.

На практике любые виды переработки стоят дороже, чем захоронение смешанных отходов на полигонах, куда сегодня направляются до 90% образуемых в городе ТКО. Это обусловлено необходимостью вложений в инфраструктуру, развитие которой пока находится на начальном этапе.

Стоимость вторичного сырья покрывает только затраты на транспортировку и только для наиболее ликвидных фракций, таких как бумага, картон, ПЭТ, алюминиевая банка. Именно на этом базируется модель большинства работающих сегодня в этой сфере небольших компаний, которые, по сути, выступают посредниками между отходообразователями и перерабатывающими предприятиями, не вкладывая собственные средства в развитие инфраструктуры.

Миф второй– раздельное накопление отходов позволяет обеспечить переработку до 100% общего объема ТКО.

Как показывают данные о морфологическом составе отходов, полученные в рамках проведенных по заказу Невского экологического оператора в 2021 году исследований, общая доля потенциально перерабатываемых вторичных материальных ресурсов составляет порядка 35% от общей массы ТКО. Эта цифра примерно соответствует аналогичным показателям большинства зарубежных стран, имеющих развитые системы раздельного накопления и переработки отходов, с учетом неизбежных различий в морфологии.

Миф третий – наиболее высокие показатели сбора и переработки вторичных материальных ресурсов обеспечивает многопотоковая система сбора ТКО, при которой различные фракции собираются в отдельные контейнеры, отличающиеся друг от друга по цвету. Именно такая система чаще всего ассоциируется у жителей с правильной организацией раздельного накопления отходов и нередко противопоставляется двухпотоковой системе, при которой все перерабатываемые фракции собираются в один контейнер отдельно от смешанных отходов.

На практике, как показывает российский и зарубежный опыт, каждая система имеет как преимущества, так и недостатки, и эффективность ее применения определяется конкретными условиями.

Выбор пути

Учитывая недостаточную полноту имеющихся данных об объемах образования и потоках движения ТКО, выбрать оптимальный сценарий развития региональной системы раздельного накопления отходов на данный момент достаточно сложно. По этой причине региональным оператором по обращению с отходами Санкт-Петербурга – АО «Невский экологический оператор» – в этом году была начата реализация пилотных проектов в трех районах Санкт-Петербурга, в рамках которых будут протестированы обе системы организации РНО, что позволит оценить эффективность их работы для разных типов городских территорий.

Так, совместно с компанией «АртЭко» запущен проект по внедрению многопотоковой системы раздельного накопления отходов в Калининском и Красногвардейском районах Санкт-Петербурга. Первые 200 контейнеров начали обслуживаться уже с 1 января 2022 года. К привычным бачкам зеленого цвета для смешанных отходов добавились желтые контейнеры для сбора пластиковых и металлических отходов, а также картонной упаковки для напитков, синие – для сбора макулатуры, черные – для стекла. Планируется к концу 2023 года выйти на уровень собираемости раздельно накопленных отходов в 20 000 т в год.

Совместно с компанией Автопарк №1 «Спецтранс» реализуется проект по двухпоточному накоплению отходов в Московском районе, где установлены дополнительные контейнеры для вторсырья синего цвета: в них можно выбрасывать все фракции полезных отходов. Главная задача при таком методе накопления отделить органические (мокрые) отходы от вторсырья, которое должно быть чистым для последующей переработки.

Первые результаты экспериментов по раздельному сбору мусора в Петербурге в январе и феврале показали, что пластик занимает первое место по объему выделяемых фракций, второе – стекло, третье упаковка тетрапак. Например, за февраль в результате обработки на полиэтилентерефталат (ПЭТ) пришлось 44,46% (1,58 т) из всех собранных вторичных ресурсов.

К концу лета этого года региональный оператор подведет итоги проектов. Успешность проектов будет оцениваться на основании плановых показателей, к которым относится вовлеченность в процесс самих жителей и процент раздельно собранного мусора к общему количеству ТКО на территории. Полученные данные также будут предоставлены правительству Санкт-Петербурга и будут учтены при разработке регионального стандарта и порядка раздельного накопления ТКО, которые должны определить дальнейшие направления развития региональной системы раздельного накопления отходов уже в масштабах всего Санкт-Петербурга.

Достижение оптимального соотношения затрат на сбор и достигаемого эколого-экономического эффекта – основная цель, к которой стремятся все современные системы раздельного сбора как в России, так и за рубежом. В этом контексте, по оценкам разработчиков Единой концепции по обращению с отходами, более привлекательной выглядит двухпоточная система накопления отходов. Однако не исключено, что для Санкт-Петербурга, учитывая весьма разнородный характер застройки разных районов города, наиболее результативным окажется комбинированный подход.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *