Ботанический сад СПбГУ

Текст подготовлен с использованием материалов книги Издательства СПбГУ (2024): «Ботанический сад СПбГУ: вехи истории», В.А. Бубрева, Е.А. Ростовцева Источник фото: СПбГУ

В 2024 году отмечает 300-летний юбилей Санкт-Петербургский государственный университет, однако это не единственная значимая для него дата. В этом году исполняется 160 лет Ботаническому саду СПбГУ.

История его началась с создания небольшого сквера перед зданием Двенадцати коллегий. В документах он упоминается под названием «учебный палисадник университета» или «ботанический палисадник университета». Знаменитый садовый мастер Петр Иванович Бук высадил здесь первые деревья – дубы, липы, ясени, конские каштаны и др. Частично эти растения сохранились до наших дней. Под деревьями, которые тогда были еще небольшими, руководитель Ботанического кабинета (кафедра ботаники) университета профессор Иван Осипович Шиховский высаживал растения, столь необходимые для наблюдения и изучения.

Кафедра ботаники (Ботанический кабинет) была образована в университете в 1823 году. Долгое время наглядный материал для студентов ботаников существовал только в виде гербариев, а на практические занятия и за материалами для изучения приходилось ездить в Ботанический сад на Петроградской стороне. Это требовало много времени и усилий. Поэтому посадки в «ботаническом палисаднике» значительно расширили возможности для преподавателей. В 1843 году по данным Годичного акта «…собрание, при усердии профессора и его слушателей постепенно обогащаемое, содержит теперь до 550 экземпляров растений почти из 300 пород…». Эта коллекция и положила начало Ботаническому саду Санкт-Петербургского государственного университета.

Большие перемены и появление Ботанического сада на его нынешнем месте связано с именем выдающего ученого-ботаника, основателя петербургской школы ботаники, преподавателя и видного общественного деятеля Андрея Николаевича Бекетова. В 1861 году он был приглашен в Санкт-Петербургский университет в качестве приват-доцента, а в 1863 году возглавил кафедру ботаники. Вся его дальнейшая жизнь была связана с университетом – в течение 36-летней деятельности (1861–1897) Бекетов 16 лет занимал высокие административные должности: в 1867–1876 годах избирался деканом физико-математического факультета, в 1876 1883 годах – ректором университета.

Невозможно переоценить вклад Бекетова в развитие ботаники. Приняв кафедру, оснащенную довольно скудными материалами, Андрей демонстрационными Николаевич создал лучшую в России ботаническую лабораторию и Ботанический сад. Его приход в университет ознаменовался активным оживлением интереса к ботанике, совершенствованием принципов ее преподавания. Испытывая потребность преподавания на живом материале, Бекетов понимал необходимость постройки оранжереи с учебными кабинетами и устройства университетского Ботанического сада, что требовало существенных затрат, но Бекетов был настойчив и добился положительного решения вопроса. Вскоре было найдено подходящее место: за стеной университетского двора было около двух гектаров незанятой земли, ранее входившей в состав усадьбы Меншикова и принадлежащей Сухопутному шляхетскому кадетскому корпусу. По ходатайству Совета университета в 1867 году военный министр Дмитрий Алексеевич Милютин безвозмездно отдал этот участок земли специально под устройство Ботанического сада. Посредине участка построили трехэтажный каменный дом для ботанических занятий, а близ него – оранжерею с тремя отделениями: холодным (для растений местной флоры) и двумя теплыми (для южных растений). В отчете университета за 1869 год есть сообщение об окончательном перемещении ботанического кабинета в новое здание и приобретении 1000 видов растений, часть которых была подарена Ботаническим садом на Аптекарском острове, часть – любителями, в т. ч. приват-доцентом Михаилом Степановичем Ворониным.

Окончательная приемка зданий состоялась 24 августа 1870 года комиссией в составе Андрея Николаевича Бекетова, архитектора Ивана Ивановича Горностаева, во главе с ректором Карлом Федоровичем Кесслером. В отчете содержатся сведения об окончательном устройстве водяного отопления оранжереи, о наличии в ней 3000 растений и установке деревянной решетки со стороны университетского двора, а также начатых в саду посадках растений. Часть Ботанического сада была поделена на участки, где разместились коллекционные, систематические и семенные участки; парковая часть имела пейзажную планировку, центром которой был пруд с горкой. Период строительства сада, его посадок продолжался еще в течение нескольких лет. В результате этих усилий студенты университета получили круглогодичную площадку для изучения, наблюдений и экспериментов.

В отчетах Петербургского университета можно найти перечень нового оборудования Ботанического кабинета кафедры: микроскопов – 18, проекционных фонарей – 2, прибор Найта для опытов, гелиоскоп Зильбермана, дендрологическая коллекция – 500 номеров, 700 экземпляров, химической посуды и инструментов – 25 номеров, 200 экземпляров, таблиц для лекций – 100 номеров; оборудование ботанического сада: живых растений в оранжереях 4500 номеров, гербарий 20 тыс. номеров, 51 тыс. экземпляров; справочных книг 150 названий.

При Андрее Николаевиче увеличиваются гербарий и число оранжерейных экспонатов, создаются прекрасные наглядные пособия. Он сам неоднократно приносил в дар университету собранные или приобретенные коллекции редких растений: гербарий среднеазиатской флоры, составленный Григорием Силычем Карелиным, гербарии, собранные на Филиппинских островах, а также гербарии французского ботаника Пьера Бюльяра. Авторитет Бекетова был настолько высок, что со всех концов России ботаники любители присылали ему гербарии и списки растений. Пополняли коллекции и студенты, которые привозили растения и семена из экспедиций, организованных Петербургским обществом естествоиспытателей, экономическим обществом и др. Вольным

В конце XIX века с приходом в Ботанический сад ученого-садовода Рудольфа Федоровича Ниманна была проведена инвентаризация всех растений открытого грунта, а затем и оранжерей. В 1894 году был издан «Список грунтовых деревьев и кустарников Ботанического сада Императорского С.-Петербургского университета», в 1901 году – «Список оранжерейных растений Ботанического сада Императорского С.-Петербургского университета». С 1894 года Рудольф Ниманн начал издавать Index seminum in Horto Botanico Universitatis Imperialis Petropolitanae – издание, включавшее список семян, т. н. «обменный фонд», которыми Ботанический сад мог «поделиться».

Начало ХХ века, затем революционные годы тяжело отразились на существовании Ботанического сада. Финансирование падало, покупки и расходы сокращались. В голодные годы Гражданской войны на участке, примыкавшем к Ботаническому саду, разбили огороды для служащих и рабочих, причем работали также преподаватели, профессора. Как показывают документы, ситуация стала улучшаться только после окончания войны. В 1928 году новой стеклянной крышей была покрыта оранжерея. С 1939 года Ботаническим садом руководил Григорий Григорьевич Коломыцев. На его долю выпал тяжелый труд по сохранению сада в дни Великой Отечественной войны и блокады. Сложнее всего обстояло дело с отоплением оранжерей. В маленькой кочегарке, которая могла отапливать только одну оранжерею, работала женщина-кочегар, истощенная тяжелым трудом и голодом. Взрывы снарядов неоднократно выбивали стекла оранжерей. Чтобы растения не погибли, было принято решение часть из них (около 400) перенести в госпитали, расположенные в здании исторического факультета университета и в клинике имени Д.О. Отта. Пальмы, кактусы, папоротники украсили коридоры и палаты госпиталей. Для ухода за ними были закреплены ответственные сотрудники. Оставшиеся растения бережно сохраняли работники сада. Перезимовавшие растения сохранились и были возвращены обратно в Ботанической сад.

Открытый грунт сада активно использовался – в первые месяцы войны здесь были выкопаны укрытия, куда при звуках воздушной тревоги могли прятаться сотрудники университета. Острая нехватка продовольствия заставила ленинградцев использовать зеленые пространства города под огороды. Не остался в стороне и Ботанический сад, где выращивали рассаду, которую раздавали всем желающим. Выращивали овощи и для столовых университета, лишь малую часть выдавали сотрудникам. Осенью 1942 года был собран значительный урожай. «В весенне-летний период приходили работать почти все сотрудники ЛГУ (по спискам 150 человек) …» Все эти усилия были направлены на то, чтобы хотя бы ослабить самое страшное испытание в блокадном городе – голод. Многие сотрудники кафедры ботаники и Ботанического сада, преподаватели и выпускники погибли от голода во время блокады.

Послевоенный период – время восстановления Ботанического сада, которое связано с именем Дмитрия Михайловича Залесского. Став директором в 1946 году, он оставался в должности до 1981 года, когда заболел и был вынужден уйти на пенсию. Выпускник кафедры ботаники, специалист, знавший и любивший растения, он так организовал работы и подобрал сотрудников, что почти утраченная коллекция была не только восстановлена, но и приумножена! После войны в саду в оранжереях сохранилось лишь 280 видов, в парке – 85. К 1950 году в коллекции закрытого грунта насчитывалось более 800 видов растений, в парке – свыше 2000 видов и сортов. В 1974 году была построена новая пальмовая оранжерея и расширена площадь закрытого грунта до 1100 кв. м.

Параллельно велась работа по инвентаризации коллекции, и после долгого перерыва вышел печатный труд, состоявший из двух частей: растения закрытого (оранжерейные) и открытого грунта. Также был опубликован перечень семян, предлагаемых для обменного фонда, насчитывающий 800 названий. Обмен семенами между ботаническими садами разных городов и стран позволял обогащать коллекции научных учреждений.

Конец ХХ века стал для сада временем некоторого забвения. Остро не хватало средств на восстановление и поддержание оборудования оранжерей на должном уровне. Так, в холодные зимы 1986–1987-х и 2001–2002-х годов из-за поломок в котельной температура в оранжереях опускалась ниже нуля, и многие растения погибли. В саду царило запустение, часть территории использовалась не по назначению.

В последнее десятилетие ситуация значительно улучшилась. Так, в 2020 году вышло Распоряжение Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения «Сад ботанический», входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения «Императорский Санкт Петербургский университет».

Сегодня Ботанический сад СПбГУ – востребованная и привлекательная площадка для обучения, исследований и отдыха студентов и преподавателей университета. Это место для проведения исследований под руководством научных школ СПбГУ, среди которых кафедры ботаники, физиологии и биохимии растений, генетики, экологии, агрохимии, почвоведения, зоологии и энтомологии биологического факультета СПбГУ. Многие студенты приходят в сад на пленэр, гуляют, посещают экскурсии и участвуют в мероприятиях. Конечно, основная задача университетского сада – обеспечение образовательного процесса, проведение учебно-воспитательных и научно исследовательских работ, популяризация знаний о растениях среди населения. Однако Ботанический сад Санкт-Петербургского университета уже давно перестал быть местом лишь для универсантов. Сегодня здесь постоянно проводятся открытые мероприятия для горожан, экскурсии по открытому грунту и в оранжереях, научно-просветительские и культурные события и мастер-классы для школьников.

Стал традиционным ежегодный фестиваль студенческих проектов «Университетские сезоны», стартующий в начале июня и завершающийся в сентябре. Ключевое событие фестиваля – выставка студенческих ландшафтных садов, посвященных определенной тематике. Так, в 2022 году университетский фестиваль был признан лучшим событием года в области ландшафтной архитектуры.

Также в Ботаническом саду СПбГУ проходят мероприятия, посвященные памятным датам, встречи выпускников, культурные и образовательные события.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс