«Зеленые» решения в вопросах берегоукрепленияи освоения берегов

Л. Я. Смирнова, В. М. Белковский
Проблема разрушения берегов водных объектов в регионе Санкт-Петербурга и Ленинградской области существует давно. Основная причина разрушений – негативное воздействие вод, особенно сильно проявляющееся в периоды высоких вод (половодий, паводков, нагонных явлений). Стихия разрушает берег ветро-волновыми, ледовыми воздействиями, резкими колебаниями уровней, ливневыми стоками с берега и т.п.

Разрушения проявляются в виде подмывов, размывов, оползней, обвалов и других форм. Зачастую ситуация осложняется антропогенными воздействиями: застройками в береговой зоне, устройством самодельных бергоукреплений и несанкционированным проведением работ в русле на отдельных участках реки.

Проектная организация «ЛЕНВОДПРОЕКТ» разрабатывает проекты берегоукреплений с учетом всех этих факторов.

На участках свободных рек, где возможно уположение берегового откоса, наиболее рациональным является откосное берегоукрепление, где зона воздействия вод укрепляется камнем, а выше этой зоны используется биологическое крепление (засевом трав, посадкой кустарника).

В условиях довольно крутых и высоких береговых склонов, когда нет возможности для откосного берегоукрепления, применяют комбинированные типы креплений с устройством подпорной стенки.

Наиболее экологичными в этой ситуации являются варианты крепления с использованием габионных элементов. Габионы – это объемные конструкции из металлической сетки, заполненные камнем. Например, такая конструкция крепления использована в Мурманской области при проектировании берегоукрепления
р. Кола (Рис. 1 и 2.).

%d0%bf%d0%be%d1%80%d1%82%d1%80%d0%b5%d1%82

Рис. 1 Укрепленный габионами берег

%d0%bf%d0%be%d1%80%d1%82%d1%80%d0%b5%d1%82

Рис. 2 Берег до укрепления

В стесненных городских условиях, где с одной стороны расположена застройка, а с другой – неширокое, но очень полноводное и размываемое в паводок русло, приходится использовать вертикальные берегоукрепительные сооружения, например, в виде набережной из металлических шпунтовых свай с оголовком из монолитного железобетона, как это сделано в г. Тихвине, который часто страдает от затоплений (Рис. 3 (главное фото- Территория г. Тихвин в период весеннего половодья 2013 г.) и 4).

%d0%bf%d0%be%d1%80%d1%82%d1%80%d0%b5%d1%82

Рис. 4 Строительство берегоукрепления в г. Тихвин

В любом случае, принятие решения по конструкции берегоукрепления – сложная процедура, требующая проведения комплексных инженерных изысканий и исследований, в том числе, экологических и социально-экономических, проработки и сопоставления различных вариантов крепления с учетом воздействия берегоукрепительных сооружений на окружающую природную среду.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *