Untitled

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Бондаренко Н.В., Пилина Е.А.,

Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга

Предметом контрольно-надзорных мероприятий (проверок) является оценка соответствия хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей обязательным требованиям. Зачастую юридическое лицо, индивидуальный предприниматель (далее – ЮЛ/ИП) не в состоянии обеспечить соблюдение всех обязательных требований по причине их информационной недоступности, противоречия друг другу либо в силу того, что обязательные требования устарели и не могут быть выполнены без чрезмерных экономических затрат. Во многих случаях соблюдение обязательных требований не влияет на уровень безопасности при осуществлении хозяйственной деятельности [1].

В целях сокращения количества проверок и снижения административного давления на бизнес при одновременном повышении уровня защищенности охраняемых законом ценностей особое внимание законодателем уделено профилактическим мероприятиям, направленным на предупреждение нарушения обязательных требований.

Так, с 1 января 2017 года Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» дополнен статьей 8.2 «Организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований», которой в целях предупреждения нарушений ЮЛ/ИП обязательных требований, устранения причин и условий, способствующих таким нарушениям, закреплена обязанность за органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля осуществлять мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений [2].

Одним из видов профилактики нарушений обязательных требований является объявление ЮЛ/ИП предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (далее – предостережение).

В каких случаях выдается предостережение

Предостережение может быть объявлено при наличии у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля информации, полученной из следующих источников:

— в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с ЮЛ/ИП, выявлены сведения о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований;

— обращения и заявления граждан (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено);

— информация от органов государственной власти, органов местного самоуправления;

— информация, полученная из средств массовой информации [3].

Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля объявляют ЮЛ/ИП предостережение и предлагают ЮЛ/ИП принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля [3].

Составление и направление предостережения осуществляется не позднее 30 дней со дня получения должностным лицом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указанных выше сведений, если иной срок не установлен административными регламентами осуществления соответствующих видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Важно отметить, что вынесение предостережения недопустимо в случаях, если у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля имеются подтвержденные данные о том, что:

— нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало непосредственную угрозу указанных последствий,

— ЮЛ/ИП ранее привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований [3].

Контрольно-надзорным органам надлежит строго дифференцировать случаи, в которых возможно объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, а в каких требуется реализация внеплановых форм государственного контроля (надзора) (в частности проведение внеплановой проверки) [4].

 

Порядок составления предостережения

Порядок составления и направления предостережения, подачи ЮЛ/ИП возражений на такое предостережение и их рассмотрения, порядок уведомления об исполнении такого предостережения определен Правилами составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 №166 (далее – Правила).

В предостережении указываются:

а) наименование органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, который направляет предостережение;

б) дата и номер предостережения;

в) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

г) указание на обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, нормативные правовые акты, включая их структурные единицы, предусматривающие указанные требования;

д) информация о том, какие действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя приводят или могут привести к нарушению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами;

е) предложение юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами;

ж) предложение юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю направить уведомление об исполнении предостережения в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля;

з) срок (не менее 60 дней со дня направления предостережения) для направления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем уведомления об исполнении предостережения;

и) контактные данные органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, включая почтовый адрес и адрес электронной почты, а также иные возможные способы подачи возражений, уведомления об исполнении предостережения [5].

 

Рассмотрение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями предостережения

По результатам рассмотрения предостережения ЮЛ/ИП могут подать в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, направивший предостережение, возражения [6].

Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля рассматривает возражения, по итогам рассмотрения направляет ЮЛ/ИП в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений ответ [7].

При отсутствии возражений ЮЛ/ИП в указанный в предостережении срок направляет в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля уведомление об исполнении предостережения [8].

Результаты рассмотрения возражений, уведомлений используются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, совершенствования применения риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) и иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

 

Правовые последствия за непредставление сведений по итогам рассмотрения предостережения

Правилами юридическая ответственность за непредставление по итогам рассмотрения ЮЛ/ИП предостережения возражения, уведомления в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля не предусмотрена. Вместе с тем, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля в соответствии со статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) могут привлечь к административной ответственности ЮЛ/ИП за непредставление, несвоевременное представление возражения на предостережение, уведомления об исполнении предостережения.

В соответствии со статьей 19.7 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц – от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц – от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Таким образом, во избежание привлечения к административной ответственности за непредставление в орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль информации, представление которой предусмотрено законом, ЮЛ/ИП необходимо своевременно предпринимать меры по направлению соответствующей информации (уведомление об исполнении предостережения либо возражение на предостережение) в адрес органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля [3].

 

Список использованных ссылок:

  1. http://02.rospotrebnadzor.ru/content/236/34834.
  2. ч. 1 ст. 8.2 Закона №294-ФЗ.
  3. ч. 5 ст. 8.2 Закона №294-ФЗ.
  4. ч. 4 п. 5.4 Стандарта комплексной профилактики нарушений обязательных требований, утв. Протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности» от 12.09.2017 №61(11).
  5. п. 4 Правил.
  6. п. 7 Правил.
  7. п. 10 Правил.
  8.  п. 11 Правил.

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *