Untitled

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Н.В. Бондаренко, О.В. Терентьева

Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности

Анализ практики общественного контроля в Российской Федерации показал, что целостная система общественного контроля в стране отсутствует, а эффективность проводимых мероприятий в большинстве случаев крайне невелика и не приводит к существенному улучшению качества государственного управления, местного самоуправления.

Широкий спектр нормативных правовых актов, принимаемых на самых различных уровнях в отсутствие структурообразующего закона, приводил к тому, что принципы общественного контроля не всегда получали адекватное отражение в конкретных законах и положениях. И наоборот, удачные юридические модели и позитивный опыт практической организации общественного контроля, закрепленные в том или ином нормативном правовом акте, зачастую оказывались незамеченными.

С учетом того, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду в российском праве особо остро встала проблема разработки и осуществления современной концепции общественного экологического контроля. В 2014 году был принят Федеральный закон от 21.07.2014 №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», который установил правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений. Благодаря данному закону начала формироваться система общественного контроля.

Широкое развитие получил общественный экологический контроль. Однако с 01.01.2017 из сферы действия данного закона законодатель вывел отношения, регулируемые законодательством об охране окружающей среды. В целях формирования эффективной системы общественного контроля в сфере обеспечения экологической безопасности в целом необходимо было сформировать условия, позволяющие обеспечить эффективное взаимодействие общественных организаций и активных граждан с органами государственной власти Российской Федерации, и таким инструментом может стать развитие института общественных инспекторов согласно внесенным изменениям в базовый законодательный акт в экологической сфере – Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В статью 68 данного закона были внесены изменения, определяющие полномочия, правовой статус, права и обязанности субъектов общественного экологического контроля. Согласно данной статье общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Граждане, изъявившие желание оказывать органам государственного надзора содействие в природоохранной деятельности на добровольной и безвозмездной основе, могут осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) в качестве общественных инспекторов по охране окружающей среды. Общественные инспекторы по охране окружающей среды при осуществлении указанной деятельности взаимодействуют с общественными советами органов государственного лесного и экологического надзора.

Целью проведения общественного экологического контроля является проверка соблюдения требований экологического законодательства органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, а также оказание содействия компетентным органам в проведении мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Проведение данных мер должно способствовать реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращению нарушений экологического законодательства.

Общественные инспекторы по охране окружающей среды имеют право:

1) фиксировать, в том числе с помощью фото- и видеосъемки, правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования и направлять соответствующие материалы, содержащие данные, указывающие на наличие признаков административного правонарушения, в органы государственного надзора;

2) принимать меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств на местах совершения правонарушений;

3) сообщать в устной форме физическим лицам информацию, касающуюся совершения физическим лицом правонарушения в области охраны окружающей среды;

4) содействовать в реализации государственных программ по охране объектов животного мира и среды их обитания;

5) обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, к должностным лицам, в организации о предоставлении своевременной, полной, достоверной, необходимой для осуществления общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля) информации о состоянии окружающей среды, принимаемых мерах по ее охране, об обстоятельствах и фактах осуществления хозяйственной и иной деятельности, которые негативно воздействуют на окружающую среду, создают угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

6) участвовать в работе по экологическому просвещению населения.

Для реализации положений статьи 68 Закона №7-ФЗ Минприроды России приказом от 12.07.2017 №403 утвержден порядок организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды, вступивший в силу 05.03.2018. Данным порядком определены правила организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды по осуществлению общественного экологического контроля.

Полномочия общественных инспекторов распространяются в пределах территории осуществления полномочий соответствующим органом исполнительной власти. В Санкт-Петербурге такими органами являются Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу, полномочия которого распространяются на весь Северо-Западный федеральный округ, и Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, осуществляющий деятельность на территории города.

В целях организации деятельности общественных инспекторов, принятия решения о присвоении либо отказе в присвоении гражданину статуса общественного инспектора в органах государственного надзора создаются специальные комиссии. Для присвоения статуса общественного инспектора гражданину Российской Федерации, достигшему возраста 18 лет, необходимо подать заявление в соответствующий орган государственного надзора. Поступившее от гражданина заявление в течение трех рабочих дней передается на рассмотрение в комиссию, которая в течение 30 календарных дней со дня поступления заявления рассматривает его на соответствие вышеуказанным требованиям и принимает решение о проведении заседания с участием гражданина с целью оценки его знаний содержания нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере деятельности общественных инспекторов. В случае если гражданином даны ответы на все заданные вопросы, комиссия принимает решение о присвоении ему статуса общественного инспектора и выдает удостоверение, срок действия которого составляет один год.

Для продления срока действия удостоверения необходимо подать в соответствующий орган государственного надзора заявление о продлении срока действия удостоверения с приложением отчета о результатах осуществления общественным инспектором общественного экологического контроля и документов, подтверждающих содержание отчета. Комиссия в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления рассматривает его и принимает решение о продлении срока действия удостоверения либо об отказе в его продлении.

Прекращение статуса общественного инспектора осуществляется комиссией на основании заявления общественного инспектора.

Однако при реализации вышеуказанного порядка возможен ряд проблем:

1) возрастает нагрузка на органы, осуществляющие государственный экологический надзор, поскольку возникает необходимость в создании специальных комиссий, рассмотрении поступающих заявлений и т. д.;

2) порядком не предусмотрено лишение статуса общественного инспектора, кроме как по его собственному заявлению, т. е. если общественный инспектор не будет должным образом выполнять возложенные на него обязанности либо выполнять их недобросовестно и с нарушением действующего законодательства, то лишить его присвоенного статуса не представится возможным;

3) не прописана ответственность общественных инспекторов за неправомерные действия;

4) законодателем не определен порядок повышения квалификации, в т. ч. правовой грамотности, и переаттестации общественных инспекторов, что в связи с довольно часто меняющимся законодательством представляется достаточно важным моментом;

5) организация и осуществление государственного экологического надзора регламентируется нормами Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и нормативными актами субъектов Российской Федерации, которыми определены объем правомочий государственных инспекторов, основания для проведения проверок, права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок и т. д. В отношении общественного экологического контроля и общественных инспекторов такие нормативно-правовые акты отсутствуют.

В целом сегодня система общественного экологического контроля еще продолжает формироваться. Наиболее перспективная сфера, которую он может занять, – это создание дополнительных информационных возможностей для работы государственного экологического контроля. Дублирование функций государственного экологического контроля представляется малоэффективной задачей. В то же время при налаженном взаимодействии с государственными контрольными органами общественные объединения и граждане могли бы оперативно предупреждать компетентные органы о существующей экологической обстановке.

Список литературы

1. Ивашкина И.О. Развитие системы общественного контроля в Российской Федерации: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] // Электронный журнал «ЭГО». URL: http://ego.uapa.ru/ru/issue/2015/02/4/

2. Зачем нам нужен общественный контроль? [Электронный ресурс] // Медиопортал о безопасности «Хранитель» URL: http://www.psj.ru/saver_people/detail.php?ID=73083

3. Учебник «Экологическое право» [Электронный ресурс] // URL: http://robotlibrary.com/book/193-yekologicheskoe-pravo/124-4-obshhestvennyj-yekologicheskij-kontrol.html

4. В.В. Жуков, Е.В.Гришина. Развитие института общественного контроля в обеспечении экобезопасности в рамках стратегии экологической политики Российской Федерации [Электронный ресурс] // Экологический вестник России. Электронный ресурс. URL: http://ecovestnik.ru/index.php/2013-07-07-02-13-50/nashi-publikacii/2735-razvitie-instituta-obshchestvennogo-kontrolya-v-obespechenii-ekobezopasnosti-v-ramkakh-strategii-ekologicheskoj-politiki-rossijskoj-federatsii

5. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об охране окружающей среды» (постатейный) (под ред. д-ра юрид. наук Анисимова А.П.). [Электронный ресурс] // URL: http://kommentarii.org/ooc/page80.html

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *