В Санкт-Петербурге разработана Концепция непрерывного экологического просвещения

Д.М. Крутой, О.В. Константинова,

Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности

В соответствии с Экологическим кодексом Санкт-Петербурга, утвержденным Законом Санкт-Петербурга от 18.07.2016 №455-88, экологическое просвещение – это распространение экологических знаний, информации о состоянии окружающей среды, об использовании природных ресурсов, экологической безопасности в целях формирования экологической культуры, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов.

В настоящее время в Санкт-Петербурге проводится большое количество мероприятий эколого-просветительской направленности: экологические акции, конкурсы, фестивали, форумы, конференции, семинары, «круглые столы», распространение специализированных листовок, плакатов, буклетов и т. д. Фактически экологическим просвещением на территории Санкт-Петербурга, помимо уполномоченных органов власти, занимаются предприятия, некоммерческие организации экологической направленности, волонтеры и просто неравнодушные граждане. При этом эффективность проведения мероприятий по экологическому просвещению могла бы быть выше при решении следующих проблем:

  • практически не осуществляется взаимодействие организаций при планировании и осуществлении мероприятий по экологическому просвещению на территории Санкт-Петербурга;
  • проводимые мероприятия не охватывают все целевые группы населения;
  • часто при проведении мероприятий не учитывается, что для каждой возрастной категории населения требуются свои технологии проведения эколого-просветительских мероприятий;
  • существует дисбаланс в тематике проводимых мероприятий (например, огромное внимание уделяется теме обращения с отходами, очевидно, в ущерб освещению других тем).

В целях решения вышеуказанных проблем и повышения эффективности проведения экопросветительских мероприятий Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности в рамках полномочий по осуществлению экологического просвещения на территории Санкт-Петербурга было принято решение о разработке Концепции непрерывного экологического просвещения на территории Санкт-Петербурга. Ключевая ее идея – «экологическое просвещение в течение всей жизни» (организация системной и систематической работы по экологическому просвещению всех групп населения, начиная от дошкольников и заканчивая пожилыми людьми, с учетом специализированного подхода для каждой целевой аудитории).

Для того чтобы Концепция непрерывного экопросвещения носила комплексный, всеобъемлющий характер, учитывала мнение жителей Санкт-Петербурга, при ее разработке было предусмотрено следующее:

  • социологическое исследование отношения различных возрастных категорий граждан Санкт-Петербурга к экологическим проблемам города, их решению, возможным формам информирования горожан о позитивных и негативных результатах;
  • учет международного и регионального опыта по вопросам экологического просвещения;
  • анализ законодательства по экологическому просвещению, разработка предложений по его совершенствованию;
  • проведение общественных обсуждений (общественных слушаний) проекта Концепции непрерывного экопросвещения;
  • прохождение государственной экологической экспертизы Концепции непрерывного экопросвещения.

К работе по получению исходных данных для разработки Концепции непрерывного экопросвещения были привлечены специалисты Автономной некоммерческой организации «Северо-Западный центр поддержки экологического образования» и Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования».

В рамках разработки Концепции непрерывного экопросвещения было определено и обосновано оптимальное разделение населения Санкт-Петербурга, базирующееся на этапах развития человека, по следующим категориям:

  • дошкольники (4–6 лет);
  • учащиеся начальной школы (7–10 лет);
  • учащиеся основной и старшей школы (11–17 лет);
  • молодежь, включая учащихся средних профессиональных учреждений и студентов высших учебных заведений, рабочую молодежь (от 18 до 24 лет);
  • взрослое население со следующими подгруппами:
  • люди в возрасте от 25 до 35 лет (в основном это молодые специалисты);
  • взрослые люди в возрасте 36–54 года (в основном это уже сложившиеся зрелые специалисты, имеющий опыт в профессиональной деятельности);
  • взрослые люди в возрасте свыше 55 лет, еще ведущие трудовую деятельность или готовящиеся к выходу на пенсию, либо уже находящиеся на пенсии (в основном это люди, прошедшие значительный путь трудовой деятельности, опытные специалисты; активно участвуют в различных сферах социальной жизни).

Для указанных категорий было проведено социологическое исследование на предмет определения уровня информированности и вовлеченности населения (с упором на возрастные и психолого-педагогические особенности различных категорий населения, условия их личностного и профессионального развития) в решение вопросов охраны окружающей среды, которое позволило сделать следующие выводы:

  1. Для всех категорий населения Санкт-Петербурга экологические проблемы города важны – потребность в получении достоверной информации о состоянии окружающей среды (более 90% респондентов).
  2. Уровень самооценки экологических знаний жителями города достаточно высокий: практически все категории респондентов показали осведомленность в области ключевых экологических проблем города (отходы, загрязнение атмосферного воздуха выбросами от автотранспорта, загрязнение водных объектов и др.).
  3. Среди источников получения экологической информации наиболее востребованы жителями города телевидение, Интернет, газеты; в меньшей степени – журналы, освещающие экологическое состояние окружающей среды города (таких журналов не так много).
  4. Рейтинг ценностей для всех категорий респондентов в качестве доминирующих обозначает такие ценности, как здоровье, жизнь, семья, родина. Данные результаты отчетливо показывают, что решение экологических проблем имеет значимый патриотический характер и здоровье-созидающий вектор.
  5. Среди наиболее востребованных форм организации экологического просвещения обучающиеся респонденты (школьники, студенты) обозначают интерактивные и компьютерные просветительские технологии, взрослое население указывает на организацию общегородских массовых мероприятий (экологических субботников, посадки деревьев, экологических акций по энергосбережению и др.).

По результатам обсуждения вопросов в фокус-группах (педагоги, волонтеры, студенты) получены следующие результаты:

  1. Невысока степень информирования горожан об экологическом состоянии окружающей среды в Санкт-Петербурге в доступном, но научно обоснованном формате.
  2. Большинство опрошенных высказали позицию по увеличению презентации позитивных результатов экологической деятельности на предприятиях Санкт-Петербурга, особенно в области водоснабжения, транспорта, борьбы с борщевиком, по мероприятиям с бездомными животными, раздельному сбору мусора и переработке отходов.
  3. Четко прослеживается желание многих петербуржцев (разных возрастных групп) принять участие в городских экологических акциях, программах, субботниках.

Таким образом, проведенные социологические исследования позволяют определить эффективные формы и технологии экологического просвещения для различных категорий граждан.

I. Эффективные организационные формы и технологии экологического просвещения для воспитанников дошкольных образовательных учреждений и школьников

СнимокII. Эффективные организационные формы и технологии экологического просвещения для учащихся учреждений среднего профессионального образования (УСПО), студентов высших учебных заведений и рабочей молодежи

Снимок

III. Эффективные организационные формы и технологии экологического просвещения для взрослого населения и пенсионеров

Снимок

Вышеуказанные формы и технологии экологического просвещения для различных групп населения могут быть интегрированы в «образ реализации непрерывного экологического просвещения человека в течение всей жизни», приведенный ниже:

Образ реализации непрерывного экологического просвещения человека в течение всей жизни

Образ реализации непрерывного экологического просвещения человека в течение всей жизни

 

Заседание Координационного совета по экологическому просвещению 22 августа 2018 года

Заседание Координационного совета
по экологическому просвещению
22 августа 2018 года

Для координации планирования и выполнения мероприятий по экологическому просвещению на территории Санкт-Петербурга должна быть создана координационная структура (совет), и такой совет к настоящему времени создан. В целях координации деятельности и обеспечения взаимодействия органов государственной власти Санкт-Петербурга в области экологического просвещения, экологического образования и формирования экологической культуры на территории Санкт-Петербурга между собой, а также с иными субъектами, осуществляющими деятельность по экологическому просвещению, экологическому образованию и формированию экологической культуры на территории Санкт-Петербурга, в июле 2018 года по инициативе Комитета по природопользованию был создан Координационный совет по экологическому просвещению, экологическому образованию и формированию экологической культуры на территории Санкт-Петербурга.

Общественные обсуждения (общественные слушания) 30 августа 2018 года

Общественные обсуждения
(общественные слушания)
30 августа 2018 года

В Координационный совет вошли представители исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, общественных организаций, научные и педагогические работники, осуществляющие свою деятельность в области экологического просвещения, экологического образования и формирования экологической культуры. Создание Координационного совета по экопросвещению предусмотрено Экологическим кодексом Санкт-Петербурга, а его состав и положение утверждены постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.07.2018 №588.

Система взаимодействия субъектов, осуществляющих экологическое просвещение на территории Санкт-Петербурга, объединяющим элементом которой является Координационный совет по экопросвещению, представлена ниже:

Система взаимодействия организаций при осуществлении экологического просвещения на территории Санкт-Петербурга

Система взаимодействия организаций при осуществлении экологического просвещения на территории Санкт-Петербурга

Отдельное внимание следует уделить интернет-пространству, как наиболее перспективной «площадке» для экологического просвещения. Здесь можно говорить о проведении целого ряда мероприятий: онлайн-курсы, просветительские порталы, сайты, социальные сети. Вектор активности всех организаций, работающих в цифровом пространстве, направлен на обеспечение открытости, доступности и качества предоставляемой информации.

Данная система в процессе своего развития может пополняться новыми компонентами, а трансформация и модернизация инфраструктуры для проведения мероприятий по экологическому просвещению требует финансовой поддержки как из бюджета города, так и внебюджетных источников.

Презентация Концепции непрерывного экопросвещения на Форуме стратегов 2018

Презентация Концепции непрерывного экопросвещения на Форуме стратегов 2018

Ожидаемые результаты реализации Концепции непрерывного экопросвещения:

  1. Наблюдается позитивная тенденция повышения активности населения Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды, становления безопасной и здоровой городской среды, устойчивого развития региона.
  2. Повышается просветительский и образовательный потенциал деятельности учреждений культуры, образования, промышленности, экономики и др.; создаются условия для выполнения ключевых задач концепции:

— информирование о состоянии окружающей среды в настоящее время и в прогнозируемом будущем;

— информирование о законодательстве в области окружающей среды, ее охраны, обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования;

— пропаганда экологических знаний как системы знаний о взаимодействии живых систем, включая человека и человечество в целом, с окружающей средой (природной, социальной, техногенной, культурной и др.);

— формирование позитивного отношения к экологической, природоохранной деятельности в структуре современной экономики, к профессии эколога;

— воспитание ценностного отношения к окружающей среде на основе принципа «благоговенья перед жизнью».

  1. Реализуется комплексный мониторинг состояния экологической культуры горожан (в дальнейшем – культуры устойчивого развития), с учетом психолого-педагогических, социальных, культурологических и других особенностей разных возрастных и профессиональных групп, материалы которого являются основанием для принятия управленческих решений.
  2. Инновации в формальном экологическом просвещении служат инициациями продвижения различных форм неформального и информального просвещения (волонтерское движение, социальная реклама, молодежные акции и др.).
  3. Осуществляются координация и научно-методическое сопровождение экологического просвещения в интересах устойчивого развития (функционирование координационной структуры/центра).
  4. Минимизируется дисбаланс в развитии экологического просвещения в образовательных организациях разных типов и видов, включая дошкольное, школьное, дополнительное и профессиональное образование.
  5. Минимизируется дисбаланс в профессиональной компетенции педагогов, руководителей образования и родителей (законных представителей), экологов и руководителей предприятий, обучающихся в сфере экологического просвещения населения.
  6. Широко используются цифровые технологии формирования системы экологических знаний в информировании об экологических проблемах города, в пропаганде экологического стиля жизни.
  7. На экологическое просвещение выделяется достаточное ресурсное, включая финансовое, обеспечение как из бюджета города, так и из внебюджетных источников.
  8. Прогресс в становлении личности и экологической культуры петербуржца, в его готовности вести экологичный образ жизни в быту и на производстве.
  9. Широко используются модели и инновационный опыт экологического просвещения в интересах устойчивого развития регионов Российской Федерации и зарубежных стран.

Следует отметить, что в процессе разработки Концепции непрерывного экопросвещения были учтены все поступившие замечания, предложения и рекомендации. Кроме того, проводилась ее доработка и усовершенствование при прохождении следующих процедур:

— рассмотрения на Координационном совете по экологическому просвещению 22 августа 2018 года;

— общественных обсуждений (общественных слушаний) с участием граждан и представителей общественных организаций 30 августа 2018 года;

— независимой научной экспертизы на базе Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена;

— государственной экологической экспертизы (положительное заключение от 30 октября 2018 года).

Концепция непрерывного экопросвещения была представлена на XVII Общероссийском форуме «Стратегическое планирование в регионах и городах России» 23 октября 2018 года (Форум стратегов 2018) в рамках круглого стола на тему «Наилучшие практики экологического просвещения».

Ознакомиться с полным текстом Концепции непрерывного экопросвещения со всеми приложениями и материалами можно в группе «ВКонтакте» «Экологическое просвещение в Санкт-Петербурге» https://vk.com/doc-141892669_479980102.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *