Д.М. Крутой, О.В. Константинова,
Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности
В соответствии с Экологическим кодексом Санкт-Петербурга, утвержденным Законом Санкт-Петербурга от 18.07.2016 №455-88, экологическое просвещение – это распространение экологических знаний, информации о состоянии окружающей среды, об использовании природных ресурсов, экологической безопасности в целях формирования экологической культуры, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов.
В настоящее время в Санкт-Петербурге проводится большое количество мероприятий эколого-просветительской направленности: экологические акции, конкурсы, фестивали, форумы, конференции, семинары, «круглые столы», распространение специализированных листовок, плакатов, буклетов и т. д. Фактически экологическим просвещением на территории Санкт-Петербурга, помимо уполномоченных органов власти, занимаются предприятия, некоммерческие организации экологической направленности, волонтеры и просто неравнодушные граждане. При этом эффективность проведения мероприятий по экологическому просвещению могла бы быть выше при решении следующих проблем:
- практически не осуществляется взаимодействие организаций при планировании и осуществлении мероприятий по экологическому просвещению на территории Санкт-Петербурга;
- проводимые мероприятия не охватывают все целевые группы населения;
- часто при проведении мероприятий не учитывается, что для каждой возрастной категории населения требуются свои технологии проведения эколого-просветительских мероприятий;
- существует дисбаланс в тематике проводимых мероприятий (например, огромное внимание уделяется теме обращения с отходами, очевидно, в ущерб освещению других тем).
В целях решения вышеуказанных проблем и повышения эффективности проведения экопросветительских мероприятий Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности в рамках полномочий по осуществлению экологического просвещения на территории Санкт-Петербурга было принято решение о разработке Концепции непрерывного экологического просвещения на территории Санкт-Петербурга. Ключевая ее идея – «экологическое просвещение в течение всей жизни» (организация системной и систематической работы по экологическому просвещению всех групп населения, начиная от дошкольников и заканчивая пожилыми людьми, с учетом специализированного подхода для каждой целевой аудитории).
Для того чтобы Концепция непрерывного экопросвещения носила комплексный, всеобъемлющий характер, учитывала мнение жителей Санкт-Петербурга, при ее разработке было предусмотрено следующее:
- социологическое исследование отношения различных возрастных категорий граждан Санкт-Петербурга к экологическим проблемам города, их решению, возможным формам информирования горожан о позитивных и негативных результатах;
- учет международного и регионального опыта по вопросам экологического просвещения;
- анализ законодательства по экологическому просвещению, разработка предложений по его совершенствованию;
- проведение общественных обсуждений (общественных слушаний) проекта Концепции непрерывного экопросвещения;
- прохождение государственной экологической экспертизы Концепции непрерывного экопросвещения.
К работе по получению исходных данных для разработки Концепции непрерывного экопросвещения были привлечены специалисты Автономной некоммерческой организации «Северо-Западный центр поддержки экологического образования» и Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования».
В рамках разработки Концепции непрерывного экопросвещения было определено и обосновано оптимальное разделение населения Санкт-Петербурга, базирующееся на этапах развития человека, по следующим категориям:
- дошкольники (4–6 лет);
- учащиеся начальной школы (7–10 лет);
- учащиеся основной и старшей школы (11–17 лет);
- молодежь, включая учащихся средних профессиональных учреждений и студентов высших учебных заведений, рабочую молодежь (от 18 до 24 лет);
- взрослое население со следующими подгруппами:
- люди в возрасте от 25 до 35 лет (в основном это молодые специалисты);
- взрослые люди в возрасте 36–54 года (в основном это уже сложившиеся зрелые специалисты, имеющий опыт в профессиональной деятельности);
- взрослые люди в возрасте свыше 55 лет, еще ведущие трудовую деятельность или готовящиеся к выходу на пенсию, либо уже находящиеся на пенсии (в основном это люди, прошедшие значительный путь трудовой деятельности, опытные специалисты; активно участвуют в различных сферах социальной жизни).
Для указанных категорий было проведено социологическое исследование на предмет определения уровня информированности и вовлеченности населения (с упором на возрастные и психолого-педагогические особенности различных категорий населения, условия их личностного и профессионального развития) в решение вопросов охраны окружающей среды, которое позволило сделать следующие выводы:
- Для всех категорий населения Санкт-Петербурга экологические проблемы города важны – потребность в получении достоверной информации о состоянии окружающей среды (более 90% респондентов).
- Уровень самооценки экологических знаний жителями города достаточно высокий: практически все категории респондентов показали осведомленность в области ключевых экологических проблем города (отходы, загрязнение атмосферного воздуха выбросами от автотранспорта, загрязнение водных объектов и др.).
- Среди источников получения экологической информации наиболее востребованы жителями города телевидение, Интернет, газеты; в меньшей степени – журналы, освещающие экологическое состояние окружающей среды города (таких журналов не так много).
- Рейтинг ценностей для всех категорий респондентов в качестве доминирующих обозначает такие ценности, как здоровье, жизнь, семья, родина. Данные результаты отчетливо показывают, что решение экологических проблем имеет значимый патриотический характер и здоровье-созидающий вектор.
- Среди наиболее востребованных форм организации экологического просвещения обучающиеся респонденты (школьники, студенты) обозначают интерактивные и компьютерные просветительские технологии, взрослое население указывает на организацию общегородских массовых мероприятий (экологических субботников, посадки деревьев, экологических акций по энергосбережению и др.).
По результатам обсуждения вопросов в фокус-группах (педагоги, волонтеры, студенты) получены следующие результаты:
- Невысока степень информирования горожан об экологическом состоянии окружающей среды в Санкт-Петербурге в доступном, но научно обоснованном формате.
- Большинство опрошенных высказали позицию по увеличению презентации позитивных результатов экологической деятельности на предприятиях Санкт-Петербурга, особенно в области водоснабжения, транспорта, борьбы с борщевиком, по мероприятиям с бездомными животными, раздельному сбору мусора и переработке отходов.
- Четко прослеживается желание многих петербуржцев (разных возрастных групп) принять участие в городских экологических акциях, программах, субботниках.
Таким образом, проведенные социологические исследования позволяют определить эффективные формы и технологии экологического просвещения для различных категорий граждан.
I. Эффективные организационные формы и технологии экологического просвещения для воспитанников дошкольных образовательных учреждений и школьников
II. Эффективные организационные формы и технологии экологического просвещения для учащихся учреждений среднего профессионального образования (УСПО), студентов высших учебных заведений и рабочей молодежи
III. Эффективные организационные формы и технологии экологического просвещения для взрослого населения и пенсионеров
Вышеуказанные формы и технологии экологического просвещения для различных групп населения могут быть интегрированы в «образ реализации непрерывного экологического просвещения человека в течение всей жизни», приведенный ниже:
Для координации планирования и выполнения мероприятий по экологическому просвещению на территории Санкт-Петербурга должна быть создана координационная структура (совет), и такой совет к настоящему времени создан. В целях координации деятельности и обеспечения взаимодействия органов государственной власти Санкт-Петербурга в области экологического просвещения, экологического образования и формирования экологической культуры на территории Санкт-Петербурга между собой, а также с иными субъектами, осуществляющими деятельность по экологическому просвещению, экологическому образованию и формированию экологической культуры на территории Санкт-Петербурга, в июле 2018 года по инициативе Комитета по природопользованию был создан Координационный совет по экологическому просвещению, экологическому образованию и формированию экологической культуры на территории Санкт-Петербурга.
В Координационный совет вошли представители исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, общественных организаций, научные и педагогические работники, осуществляющие свою деятельность в области экологического просвещения, экологического образования и формирования экологической культуры. Создание Координационного совета по экопросвещению предусмотрено Экологическим кодексом Санкт-Петербурга, а его состав и положение утверждены постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.07.2018 №588.
Система взаимодействия субъектов, осуществляющих экологическое просвещение на территории Санкт-Петербурга, объединяющим элементом которой является Координационный совет по экопросвещению, представлена ниже:
Отдельное внимание следует уделить интернет-пространству, как наиболее перспективной «площадке» для экологического просвещения. Здесь можно говорить о проведении целого ряда мероприятий: онлайн-курсы, просветительские порталы, сайты, социальные сети. Вектор активности всех организаций, работающих в цифровом пространстве, направлен на обеспечение открытости, доступности и качества предоставляемой информации.
Данная система в процессе своего развития может пополняться новыми компонентами, а трансформация и модернизация инфраструктуры для проведения мероприятий по экологическому просвещению требует финансовой поддержки как из бюджета города, так и внебюджетных источников.
Ожидаемые результаты реализации Концепции непрерывного экопросвещения:
- Наблюдается позитивная тенденция повышения активности населения Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды, становления безопасной и здоровой городской среды, устойчивого развития региона.
- Повышается просветительский и образовательный потенциал деятельности учреждений культуры, образования, промышленности, экономики и др.; создаются условия для выполнения ключевых задач концепции:
— информирование о состоянии окружающей среды в настоящее время и в прогнозируемом будущем;
— информирование о законодательстве в области окружающей среды, ее охраны, обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования;
— пропаганда экологических знаний как системы знаний о взаимодействии живых систем, включая человека и человечество в целом, с окружающей средой (природной, социальной, техногенной, культурной и др.);
— формирование позитивного отношения к экологической, природоохранной деятельности в структуре современной экономики, к профессии эколога;
— воспитание ценностного отношения к окружающей среде на основе принципа «благоговенья перед жизнью».
- Реализуется комплексный мониторинг состояния экологической культуры горожан (в дальнейшем – культуры устойчивого развития), с учетом психолого-педагогических, социальных, культурологических и других особенностей разных возрастных и профессиональных групп, материалы которого являются основанием для принятия управленческих решений.
- Инновации в формальном экологическом просвещении служат инициациями продвижения различных форм неформального и информального просвещения (волонтерское движение, социальная реклама, молодежные акции и др.).
- Осуществляются координация и научно-методическое сопровождение экологического просвещения в интересах устойчивого развития (функционирование координационной структуры/центра).
- Минимизируется дисбаланс в развитии экологического просвещения в образовательных организациях разных типов и видов, включая дошкольное, школьное, дополнительное и профессиональное образование.
- Минимизируется дисбаланс в профессиональной компетенции педагогов, руководителей образования и родителей (законных представителей), экологов и руководителей предприятий, обучающихся в сфере экологического просвещения населения.
- Широко используются цифровые технологии формирования системы экологических знаний в информировании об экологических проблемах города, в пропаганде экологического стиля жизни.
- На экологическое просвещение выделяется достаточное ресурсное, включая финансовое, обеспечение как из бюджета города, так и из внебюджетных источников.
- Прогресс в становлении личности и экологической культуры петербуржца, в его готовности вести экологичный образ жизни в быту и на производстве.
- Широко используются модели и инновационный опыт экологического просвещения в интересах устойчивого развития регионов Российской Федерации и зарубежных стран.
Следует отметить, что в процессе разработки Концепции непрерывного экопросвещения были учтены все поступившие замечания, предложения и рекомендации. Кроме того, проводилась ее доработка и усовершенствование при прохождении следующих процедур:
— рассмотрения на Координационном совете по экологическому просвещению 22 августа 2018 года;
— общественных обсуждений (общественных слушаний) с участием граждан и представителей общественных организаций 30 августа 2018 года;
— независимой научной экспертизы на базе Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена;
— государственной экологической экспертизы (положительное заключение от 30 октября 2018 года).
Концепция непрерывного экопросвещения была представлена на XVII Общероссийском форуме «Стратегическое планирование в регионах и городах России» 23 октября 2018 года (Форум стратегов 2018) в рамках круглого стола на тему «Наилучшие практики экологического просвещения».
Ознакомиться с полным текстом Концепции непрерывного экопросвещения со всеми приложениями и материалами можно в группе «ВКонтакте» «Экологическое просвещение в Санкт-Петербурге» https://vk.com/doc-141892669_479980102.
Создать комментарий