1

Ассоциация экологического партнерства (АсЭП) и экологическое предпринимательство

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Борис Крылов, директор НП «АсЭП», председатель Комитета по природопользованию и экологии СПб ТПП

Основной целью нашей некоммерческой организации, как и многих других экологических движений, является, прежде всего, охрана окружающей среды (ООС). Важное направление деятельности Ассоциации экологического партнерства (АсЭП) – это содействие предприятиям и организациям в решении насущных природоохранных проблем, защита интересов экологического предпринимательства и внедрение передовых природоохранных технологий.

1аАсЭП изначально была создана в 1997 году при Санкт-Петербургской торгово-промышленной палате (СПб ТПП) тремя энергичными женщинам – экологическими предпринимателями с идеей объединить усилия природоохранных фирм и предприятий-природопользователей для совместного решения проблем в сфере охраны окружающей среды. Несмотря на то, что АсЭП уже через несколько лет была реорганизована и давно стала самостоятельной некоммерческой организацией, многие идеи, заложенные более 20 лет назад, прижились и развились.

В организациях – членах АсЭП работают не только профессиональные экологи и квалифицированные инженеры, но и юристы, финансисты, научные работники, преподаватели высших учебных заведений, маркетологи и т. п. Сотрудничая с СПб ТПП, членами которой являются более 4000 организаций, активно поддерживая работу Комитета по природопользованию и экологии СПб ТПП, мы имеем достоверную информацию о проблемах производственного сектора экономики нашего города.

Если говорить о проблемах экологического предпринимательства, то начать надо с того, что, строго говоря, в настоящее время нет даже единого общепринятого определения такого вида деятельности, как экологическое предпринимательство. Причем если в первых редакциях закона «Об охране окружающей среды» (№7-ФЗ от 10.01.2002 г.) об экологическом предпринимательстве еще упоминалось, то сейчас в законе говорится уже о «государственной поддержке хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды» (ст. 17). Параллельно вошли в обиход такие понятия, как «экологический бизнес», «эколого-ориентированный бизнес», «зеленое предпринимательство» и т. д.

2Вместе с тем, этот вид деятельности представлен на рынке природоохранных технологий и услуг многочисленными фирмами и организациями. В основном это малый и средний бизнес. При этом число средних предприятий весьма незначительно и находится, говоря математическим языком, в пределах точности расчетов. Поэтому трудности экологического предпринимательства аналогичны тем, с которыми сталкивается весь российский малый бизнес, но имеет и свою специфику.

Природоохранные проекты, связанные, например, со строительством очистных сооружений, объективно требуют долгосрочного и значительного финансирования. Заказчики (промышленные предприятия) в тендерной документации, предусматривая авансирование, обычно предполагают, что исполнитель изготавливает оборудование в основном за счет собственных средств, устанавливает его, запускает и сдает заказчику. Лишь через некоторое время, которое зачастую, к сожалению, измеряется месяцами, а порой годами, производится полный расчет (иногда только по решениям судов, а иногда деньги просто не удается вернуть).

3Отсутствие оборотных средств и высокие ставки кредитования существенно удорожают реализацию проектов и зачастую делают их неподъемными для субъектов малого экологического бизнеса. Даже участие в тендерах, несмотря на то, что размер обеспечения заявки не может превышать для малых предприятий 2% от начальной цены договора, а обеспечение договора – 5%, если договором не предусмотрена выплата аванса, при значительной стоимости природоохранных объектов представляется затруднительным для малых предприятий.

Сегодня основные заказчики обязаны осуществлять закупки в соответствии с требованиями Федерального закона 44-ФЗ, который не в полной мере может оценить качество предлагаемой продукции, в том числе ввиду следующих обстоятельств. В тендерной документации, дополнительно к минимальной цене, обычно выдвигаются требования к участникам относительно материально-технической оснащенности, кадровой обеспеченности и др., оцениваемые по бальной системе. Но как можно объективно учесть уникальность оборудования, безаварийность эксплуатации, возможность максимального снижения затрат во всем жизненном цикле проекта и многое другое, что обеспечивается многочисленными ноу-хау, за счет эффективности которых и существует в настоящее время экологическое предпринимательство?

4Как, к примеру, могут быть оценены механические решетки для очистки сточных вод члена АсЭП – фирмы «РИОТЭК», ни одна из которых почти за 30 лет эксплуатации еще не списана. При этом они применяются примерно в 180 городах России и стран ближнего зарубежья. Или АСУ природоохранного оборудования и энергосберегающих процессов компании «ФИРМА «ТЕХНИКА» (одно из старейших экологических предприятий нашего города, созданное еще по решению президиума Кировского совета народных депутатов г. Ленинграда в 1990 году). Или уникальные технологий очистки сточных вод и обработки осадков ЗАО «КРЕАЛ», используемые в составе очистных сооружений по всей стране, эффективные решения по восстановлению загрязненных почв на основе биотехнологий АО «ЭКОПРОМ», применяемые сегодня на территориях, прилегающих к Байкалу.

Таких примеров экологически ответственного и эффективного экологического предпринимательства в нашем городе можно было бы привести еще много, но необходимо отметить и негативные явления. Обращает на себя внимание качество экологической документации, поскольку оно во многих случаях крайне низкое. Но это еще часть беды. На электронных торговых площадках сегодня широко представлены заявки на открытый конкурс по оказанию услуг по разработке проектной и согласованию различной природоохранной документации. Зачастую конкурс выигрывают фирмы (естественно, по минимальной цене), стоимость необходимых анализов аналитических лабораторий которых в соответствии с перечнем сопоставим со стоимостью заключаемого договора. При этом приложены соответствующие свидетельства об аккредитации, лицензии и т. п. Тщательное рассмотрение подобных договоров показывает, что их просто невозможно выполнить без подтасовки анализов. По существу, речь должна идти о мошенничестве. Как следствие возникает вопрос: зачем нужна такая документация?

4бПредприятия города постоянно отмечают недоработки в проектах, жалуются на безответственных разработчиков, но сделать практически ничего не могут, так как другого пути для заключения договоров нет. Через некоторое время победитель конкурса представляет материалы, в которых исправлять многочисленные промахи заказчику зачастую приходится собственными силами. Можно, конечно, и судиться, отправлять нерадивых исполнителей в «черный список», но за это время сроки сдачи документов в контролирующие органы пройдут, предприятие оштрафуют…

Наша ассоциация неоднократно поднимала вопрос о качестве природоохранной документации перед Департаментом Росприроднадзора по СЗ ФО, природоохранной прокуратурой СПб и получила уверения, что на подобные случаи будет обращаться серьезное внимание. Но пока это явление имеет место быть. В результате добросовестным организациям, разрабатывающим документацию на основе фактически проведенных изысканий и анализов, объективных данных о состоянии ООС, трудно выдерживать конкуренцию.

Мы за честный бизнес. Здесь можем привести в пример экологическую фирму «Космос», образованную еще в 1995 году учеными из Российской академии наук и в настоящее время являющуюся авторитетной организацией, которая готовит природоохранную документацию для многих предприятий северо-западного региона РФ.

4аАссоциация экологического партнерства сотрудничает с различными природоохранными организациями, в том числе и зарубежными, а также с Комиссией по экологии и природопользованию Законодательного собрания Санкт-Петербурга, органами городской власти и учебными заведениями. Участвуя в проектах приграничного сотрудничества, АсЭП совместно с финскими коллегами подготовила и реализовала проект по созданию Центра экологической информации для предприятий, который успешно работает уже восьмой год и дополнительно представлен на портале www.ecoprofi.info.

Сегодня постоянные изменения в экологическом законодательстве, сопровождаемые отсутствием соответствующих подзаконных актов, а также перераспределением полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти, создают существенные трудности в работе подразделений ООС на производствах. А ведь именно производственная сфера вносит определяющий вклад в загрязнение городской среды. Учитывая это, АсЭП в своей деятельности самое серьезное внимание уделяет оказанию информационной поддержки предприятиям, организации регулярных мероприятий с участием ведущих специалистов федеральных природоохранных органов государственной власти и комитетов Администрации Санкт-Петербурга.

5Мероприятия АсЭП неизменно пользуются популярностью. Нашему ежегодному семинару «Изменения в экологическом законодательстве. Требования органов государственной власти к природоохранной деятельности предприятий Санкт-Петербурга», который традиционно проводится в конце года в СПб ТПП, недавно исполнилось 15 лет. На последнем присутствовало 197 специалистов (больше просто не позволяли размеры помещений).

В заключение хочется отметить, что разносторонние направления экологического бизнеса членов ассоциации и хорошие деловые отношения позволяют им совместно подходить к комплексному решению природоохранных проблем крупных предприятий, эффективно внедряя в объединенных проектных решениях как собственные технологии, так и оборудование, а также и опыт своих коллег по АсЭП

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *