Особо охраняемые природные территории регионального значения в Забайкальском крае

Современное состояние и перспективы развития

Е.В. Бутько, министерство природных ресурсов Забайкальского края

Согласно экологической доктрине Российской Федерации создание и развитие особо охраняемых природных территорий (ООПТ) разного уровня и режима – одно из основных направлений государственной политики в области экологии.

Забайкальский край выделяется среди сибирских и дальневосточных регионов своими уникальными природными характеристиками, богатейшим ландшафтным и биологическим разнообразием. Даурские степи, Чарские пески, реликтовые рощи и уникальные системы озер Забайкалья восхищают и создают неповторимость и богатство природы края. Но в то же время ресурсная направленность экономики, периферийное положение края и трансграничные угрозы обусловливают высокий риск потери особо ценных экосистем и их компонентов. В этой связи в настоящее время приоритетным направлением государственной политики на территории Забайкальского края является формирование пространственно и функционально связанной сети ООПТ с учетом природных и социально-экономических особенностей региона.

По состоянию на 1 января 2019 года в Забайкальском крае природно-заповедный фонд состоит из 93 ООПТ разных категорий, из них 8 – федерального значения и 85 – регионального значения. Федеральные ООПТ занимают в общей сложности 1836,131 тыс. га (4,25% территории края) и представлены следующими категориями: государственный природный биосферный заповедник «Даурский», Сохондинский государственный природный биосферный заповедник, национальные парки «Алханай», «Чикой» и «Кодар», заказники «Цасучейский бор» и «Долина дзерена», памятник природы «Ледники Кодара». ООПТ регионального значения включают категории природный парк («Арей» и «Ивано-Арахлейский»), заказники регионального значения (18 территорий), памятник природы (64 территории), учебно-научный стационар, занимая в общей сложности 1574,514 тыс. га (3,65% территории края).

Общая площадь ООПТ в Забайкальском крае на сегодняшний день составляет 3410,645 тыс. га (около 7,9% территории края), что ниже общероссийского показателя (около 12%) и рекомендованного в 2010 году на Конференции стран – участниц Конвенции ООН по биоразнообразию, которую ратифицировала Россия (17%). Кроме того, по соотношению долей ООПТ в общей площади субъектов Дальневосточного федерального округа Забайкальский край занимает лишь девятое место, уступая Республике Саха (Якутия) (более 30%), Приморскому краю (более 20,4%), Амурской области и Камчатскому краю (более 12%), Еврейской автономной области (11,7%), Республике Бурятия (почти 10%), Сахалинской области (9,5%), Хабаровскому краю (8,5%).

Общая площадь ООПТ в Забайкальском крае на сегодняшний день составляет 3410,645 тыс. га (около 7,9% территории края), что ниже общероссийского показателя (около 12%) и рекомендованного в 2010 году на Конференции стран – участниц Конвенции ООН по биоразнообразию, которую ратифицировала Россия (17%). Кроме того, по соотношению долей ООПТ в общей площади субъектов Дальневосточного федерального округа Забайкальский край занимает лишь девятое место, уступая Республике Саха (Якутия) (более 30%), Приморскому краю (более 20,4%), Амурской области и Камчатскому краю (более 12%), Еврейской автономной области (11,7%), Республике Бурятия (почти 10%), Сахалинской области (9,5%), Хабаровскому краю (8,5%). Анализ репрезентативности сети ООПТ края показывает, что охраняются не все типы экосистем. Наименее защищена режимом ООПТ лесостепная зона [1]. В целом ООПТ охвачено не более 40% основных ландшафтов региона. Размещение ООПТ в крае также неравномерно [1]. В основном ООПТ сосредоточены в центральных, южных, западных районах Забайкальского края. В силу этого существующая сеть ООПТ в Забайкальском крае не представляет целостной системы, которая позволяла бы эффективно решать возлагаемые на нее природоохранные задачи.

Вместе с тем, следует отметить, что менее чем за 10 лет общая доля ООПТ в Забайкалье выросла в два раза – от менее 4% до почти 8%. С 2010-го по 2018 год созданы три федеральные ООПТ (заказник «Долина дзерена», национальные парки «Чикой» и «Кодар») и семь региональных (природный парк «Арей», заказники «Семеновский», «Реликтовые дубы», «Верхнеамурский», «Среднеаргунский», «Джилинский», учебно-научный стационар «Менза»). В результате реорганизации ландшафтного заказника «Ивано-Арахлейский» создан одноименный природный парк. При этом такие крупные заказники, как «Долина дзерена», «Реликтовые дубы», «Верхнеамурский» и «Среднеаргунский», созданы в приграничье России и Китая, что обеспечило сохранность трансграничных природных комплексов Амурского бассейна, компенсировав возрастающую нагрузку на природные комплексы юго-востока Забайкальского края.

К сожалению, процесс проектирования любой ООПТ – многоуровневый и долговременный, затягивается на годы. Во многом затруднения при создании ООПТ часто возникают из-за противодействия со стороны хозяйствующих субъектов. Так, границы многих проектируемых ООПТ приходилось существенно менять, исключая ценные природные объекты, по причине расположения перспективных месторождений полезных ископаемых, лицензионных участков, а также лесных участков, переданных в аренду крупным лесозаготовительным компаниям. В этой связи создание сети ООПТ во многом определяется уровнем хозяйственного освоения региона, в том числе государственной политикой в сфере территориальной охраны природы.

В настоящее время ООПТ – это не только территории, сохраняющие уникальные и редкие ландшафты и природные комплексы, это объекты сложного стратегического управления. Поэтому один из важнейших вопросов, определяющих устойчивость функционирования любой системы ООПТ, – это эффективность государственного управления такой системой [2].

Чарские пески, памятник природы регионального значения. Фото Е.В. Бутько

Чарские пески, памятник природы регионального значения. Фото Е.В. Бутько

На региональном уровне сформирована нормативная правовая база, учитывающая региональные особенности и регламентирующая деятельность по созданию, функционированию, управлению и развитию ООПТ. Закон Забайкальского края от 09.03. 2008 г. №338-ЗЗК «Об ООПТ в Забайкальском крае» регулирует отношения в области образования, охраны и использования ООПТ в Забайкальском крае. Основные направления развития системы ООПТ регионального значения в Забайкальском крае, а также меры, направленные на повышение эффективности государственного управления в указанной сфере, определены в Концепции развития системы ООПТ регионального значения в Забайкальском крае на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 01.03.2016 г. №89. Указанным постановлением утвержден план мероприятий по реализации концепции на период до 2030 года.

й плана – развитие географической сети ООПТ регионального значения в крае. Всего на период до 2030 года планируется создание еще 19 заказников, природного парка, микрозаказника, четырех учебно-научных стационаров, шести памятников природы, в том числе расширение территории двух заказников регионального значения. Создание указанных ООПТ позволит увеличить площадь ООПТ регионального значения до 7–8% территории края. В целом реализация плана призвана обеспечить формирование репрезентативной географической сети ООПТ, повышение эффективности их государственного управления и охраны, развитие экологического туризма, научно-исследовательской и эколого-просветительской деятельности на ООПТ, интегрирование ООПТ Забайкальского края в сферу регионального социально-экономического развития.

Государственное управление в области организации и функционирования ООПТ регионального значения в Забайкальском крае возложено на Министерство природных ресурсов Забайкальского края и его подведомственные учреждения: государственные бюджетные учреждения «Дирекция природного парка «Арей», «Дирекция природного парка «Ивано-Арахлейский» и государственное казенное учреждение «Дирекция ООПТ Забайкальского края», в управлении которого находятся все заказники и памятники природы регионального значения.

Также распоряжением правительства Забайкальского края от 22.07.2011 г. №386-р в Минприроды Забайкальского края создано структурное подразделение – отдел ООПТ, в состав которого входят государственные инспекторы Забайкальского края в области охраны окружающей среды. Фактически отдел выполняет функции оперативной группы, работает в сотрудничестве с дирекциями.

Штатная численность указанных учреждений составляет 79 человек, из них 65 государственных инспекторов Забайкальского края в области охраны окружающей среды на ООПТ регионального значения (на одного инспектора приходится около 24 тыс. га охраняемых территорий). Для сравнения: на одного инспектора федеральной ООПТ приходится около 7–8 тыс. га охраняемых территорий.

Создание и развитие ООПТ регионального значения в настоящее время осуществляется при существенной поддержке Амурского филиала WWF России на основе соглашения между Минприроды Забайкальского края и Амурским филиалом WWF России о сотрудничестве в области сохранения биологического разнообразия и обеспечения функционирования ООПТ Забайкальского края от 29 мая 2009 года. На основе соглашения между Минприроды Забайкальского края и Амурским филиалом WWF России о сотрудничестве в области сохранения биологического разнообразия и обеспечения функционирования ООПТ Забайкальского края от 29 мая 2009 года существенная поддержка в создании и развитии региональной сети ООПТ в границах Амурского бассейна Забайкальского края оказывается Амурским филиалом WWF России. Ежегодно составляется и реализуется план мероприятий по выполнению указанного соглашения (реализуются мероприятия по подготовке материалов эколого-экономического обоснования создания ООПТ, оказывается стартовая поддержка вновь созданным ООПТ и др.).

Таким образом, природоохранная политика Забайкальского края в настоящее время должна быть направлена на решение обозначенных проблем в вопросах развития региональной сети ООПТ. В этой связи необходимо:

• доведение доли ООПТ в Забайкальском крае до минимально допустимого уровня 10%;

• создание «компенсационных» ООПТ, обеспечивающих защиту наиболее ценных экосистем с учетом природных и социально-экономических особенностей развития края;

• в целях грамотного планирования социально-экономического развития с учетом требований сохранения средообразующих качеств окружающей среды и предотвращения конфликтов природопользования принятие проектных решений осуществлять с учетом схемы развития и размещения ООПТ в Забайкальском крае (в соответствии с утвержденной Концепцией развития системы ООПТ регионального значения на период до 2030 года);

• развитие материально-технической базы государственных учреждений, осуществляющих управление ООПТ регионального значения, увеличение их штатной численности;

• принятие нормативно правового акта на федеральном уровне, устанавливающего нормативы расчета штатной численности инспекторского состава ООПТ;

• совершенствовать подходы к регулированию хозяйственной и иной деятельности на ООПТ регионального значения, устойчивому использованию их, прежде всего в сфере туристической и рекреационной деятельности, научному обеспечению и информационной поддержке, укреплению межрегионального сотрудничества.

Являясь неотъемлемым элементом устойчивого развития региона, формирование системы ООПТ в Забайкальском крае должно выступать одним из приоритетных направлений при решении социальных, экономических и природоохранных задач в регионе.

Источники

1. Кирилюк О.К. Совершенствование сети ООПТ Забайкальского края в условиях климатических изменений как фактор устойчивого социально-экономического развития региона / Ученые записки ЗабГГПУ. – Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2010. С. 39–47.

2. Степаницкий В.Б. Развитие системы ООПТ в регионах России и сохранение биоразнообразия (http://news. zapoved.ru/2016/03/09/razvitie-sistemoopt-v-regionah-rossii-i-sohraneniebioraznoobraziya/

 

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *