Коллекция облицовочного камня метрополитена в Горном музее

Мир горных пород грандиозен и удивителен. Природный камень со времени существования древнейших цивилизаций имел важнейшее техническое и художественное назначение. Недаром архитектурные сооружения нередко называют «каменными страницами истории», а иллюстрациями для этой книги являются великолепные памятники Санкт-Петербурга.

Сегодня каменные ансамбли можно встретить не только в знаменитых исторических памятниках города, но и на станциях, в вестибюлях обычной петербургской подземки. Петербургский метрополитен можно сравнить с уникальным музеем облицовочного камня, созданным советскими архитекторами и дизайнерами. Его главные экспонаты – горные породы – декоративные камни, созданные природой. Спустившись в подземные залы, не торопитесь входить в вагон, а полюбуйтесь разнообразием цветовой гаммы природного камня и изумительным по красоте текстурным узором, отражающим величие природы.

Коллекция облицовочных камней, переданная Метростроем в 1956 году через студентов ЛГИ

Коллекция облицовочных камней, переданная Метростроем в 1956 году через студентов ЛГИ

На разных станциях пассажиры могут встретить мраморы, лабрадориты, гипсы, известняки и пр. со всей обширной территории бывшего Советского Союза. В середине XX века по воле советских архитекторов они стали главным и незаменимым материалом для декоративно-художественной отделки станций. Первая ветка петербургского, а в то время ленинградского метрополитена была торжественно введена в эксплуатацию всего через десять лет после окончания Великой Отечественной войны. 15 ноября 1955 года первые пассажиры смогли проехать от станции «Автово» до станции «Площадь Восстания». Художественное оформление каждой из них индивидуально и разрабатывалось ведущими архитекторами Советского Союза. Подземные и наземные вестибюли подобны торжественным и нарядным музейным залам с великолепной экспозицией природного камня. Каждая станция – уникальный архитектурный ансамбль, в убранстве которого можно найти камни более чем 40 месторождений Советского Союза.

Какие камни использовали первые строители ленинградской подземки? Откуда его привозили, из каких месторождений? Ответы на эти и множество других вопросов могут дать экспозиции и фонды Горного музея Санкт-Петербургского горного университета. Основанный в конце XVIII века по воле императрицы Екатерины II, музей сегодня является современным и актуальным образовательным центром. Студенты и выпускники Ленинградского горного института всегда были желанными специалистами на производстве. Они проходили практику на ведущих предприятиях страны и Ленинграда.

В 1956 году группа студентов была направлена на прохождение производственной практики в Ленинградский метрострой. В это время метростроители сдали первые станции, отделка которых буквально потрясла всех горожан и гостей города. Студентам было поручено важное и ответственное задание – получить у метростроевцев образцы мраморов, использованных для украшения. В архиве Горного музея сохранилось письмо директора Г.И. Сократова, адресованное управлению Ленинградского метростроя с просьбой разрешить студентам М.К. Вайнберг и Л.Б. Гутман выбрать образцы «облицовочных камней, применявшихся в Лен. Метро для специальной экспозиции».

Коллекция облицовочных камней, переданная Метростроем в 1956 году через студентов ЛГИ

Коллекция облицовочных камней, переданная Метростроем в 1956 году через студентов ЛГИ

И вот 29 декабря 1956 года, буквально накануне новогодних праздников, в музей привезли 13 плиток образцов облицовочных материалов: мраморы из месторождений Урала, Алтая, Кавказа, Казахстана, рижский гипс и лабрадорит Украины. В каждом из предоставленных музею образцов можно увидеть торжественные, нарядные вестибюли и станции, на которых горожане бывают ежедневно. Светлый, слегка кремового цвета прохоро-баландинский мрамор использован в оформлении пола нижнего вестибюля станции «Кировский завод», а также стен и колонн верхнего. Он был добыт на далеком уральском месторождении в Челябинской области, которое сегодня почти отработано, а из оставшегося камня получают лишь мраморную крошку.

Здесь же, на станции «Кировский завод», при выходе из вагонов мы проходим мимо монументальных колонн, облицованных мрамором другого уральского месторождения, Коелгинского (сегодня это крупнейшее месторождение белого мрамора на территории Российской Федерации, которое начали разрабатывать еще в 1924–1925 гг.). Его нежные сероватые разводы на белом фоне великолепно оттеняются декоративными полосами другого, темно-серого, почти черного уральского мрамора Каркодинского месторождения. Мраморы Урала очень разнообразны по цветам. Здесь встречаются породы белоснежного, камня с разнообразным полосчатым или неровным рисунком, разных оттенков серого цвета или почти черной окраски. Все они были использованы первыми ленинградскими метростроевцами, претворявшими в жизнь идеи ведущих архитекторов Союза.

В других удивительных подземных залах внимательный посетитель может заметить гораздо более яркие насыщенные мраморы Средней Азии и Кавказа. В Узбекистане, в шестидесяти километрах от г. Навои, находится уникальное по своим запасам Газганское месторождение мрамора, обладающего широкой цветовой палитрой. Такой камень может иметь более 35 вариантов расцветки: белый, розовый, желтый, дымчатый, темно-серый полосчатый (до черного) и т. п. Различные оттенки цветного мрамора не имеют выдержанных зон и не связаны друг с другом взаимными переходами.

Переместившись по ветке метро, можем выйти на станции «Пушкинская», где в волнообразном рисунке пола струится темный мрамор Газганского месторождения в сочетании со светлым камнем из Грузии. На станции «Автово» пестрым красно-коричневого цвета мрамором, привезенным из уральского Нижне-Тагильского месторождения, облицованы стены лестниц, ведущих к верхнему вестибюлю. В отделке других станций были использованы мраморы Кавказа: красный с белыми пятнами «Салиэти», табачного цвета «Садахло», который чаще всего можно видеть в отделке цоколя и плинтусов; черный с золотистыми включениями «Харвераб» и светло-серый «Сванетия».

Эти многоцветные разнообразные декоративные камни предназначались для обновленной экспозиции Горного музея. После окончания Великой отечественной войны музейные залы находились на реставрации и в течение нескольких лет не принимали посетителей. За годы восстановления и реконструкции, частично изменилась научная концепция экспозиций. В обновленных залах музея особое место решено было уделить показу поделочного и драгоценного камня. Подобная тематическая коллекция существовала в музее гораздо раньше. В 1823 году, в год полувекового юбилея Горного Кадетского Корпуса, в отдельное собрание были выделены художественные изделия из природного камня. Одним из первых, сохранившихся до наших дней экспонатов той коллекции, стала резная ваза из дендритной аушкульской яшмы, заказанная директором Горного Кадетского Корпуса Е.И. Мечниковым на Императорской екатеринбургской гранильной фабрике. Но в ХХ в. было принято решение, показывать камень, как уникальный природный материал, с которым работают художники. Поэтому имевшиеся в собрании художественные изделия из камня начали дополнять образцами декоративных видов каменного сырья, применяемого в художественном творчестве.

На выставке в Горном музее представлены образцы облицовочных горных пород уникального архитектурного памятника, который в повседневной жизни большинство из нас просто не замечает. Сегодня метро стало для жителей Петербурга и гостей города привычным видом транспорта, но для его первых пассажиров великолепные станции и вестибюли с удивительным каменным убранством походили на прекрасные дворцы, которыми по праву можно восхищаться и гордиться.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *