О вопросах экологического надзора за сбросом сточных вод через централизованную систему водоотведения

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
М.А. Страхов, Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности

Федеральным законом от 29.07.2017 №225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №225-ФЗ) с 01.01.2019 внесены существенные изменения в Федеральный закон от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон №416-ФЗ), в том числе введена новая глава, предусматривающая регулирование сброса сточных вод в централизованные системы водоотведения (канализации).

Одной из новелл Закона О№225-ФЗ является то, что абоненты организаций, осуществляющих водоотведение (далее – абоненты), фактически становятся «водопользователями» и несут ответственность за воздействие на водный объект.

В целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов предусматривается установление нормативов состава сточных вод. Указанные нормативы устанавливаются  для любых объектов абонентов, за исключением жилых домов, многоквартирных домов,  иных объектов. 

При этом если у абонента по истечении 90 календарных дней со дня уведомления абонента организацией, осуществляющей водоотведение, о превышении нормативов состава  сточных вод в два и более раза в течение двенадцати месяцев со дня первого превышения  или об однократном превышении нормативов состава сточных вод в три и более раза отсутствует разработанный и утвержденный в установленном порядке план снижения сбросов,  а также в случае неисполнения таким абонентом плана снижения сбросов в установленный  этим планом срок или в случае неоднократного (два раза в течение одного года) недопуска абонентом представителей организации, осуществляющей водоотведение, к месту отбора проб сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения (канализации), для проведения в установленном порядке контроля их состава и свойств организация, осуществляющая водоотведение, в течение пятнадцати календарных дней по истечении указанных сроков или с даты второго недопуска сообщает такую информацию для проведения проверки  в соответствующий орган, осуществляющий государственный экологический надзор. 

Между тем, в настоящее время статус такого вида надзора, как «государственный экологический надзор за сбросом сточных вод через централизованную систему водоотведения», предусмотренный Законом № 416-ФЗ, не определен. 

Исчерпывающий перечень видов государственного экологического надзора установлен частью 2 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ). При этом государственный экологический надзор за сбросом сточных вод через централизованную систему водоотведения в соответствующий закрытый перечень видов государственного экологического надзора не включен. 

Одновременно, государственный экологический надзор за сбросом сточных вод  через централизованную систему водоотведения  отсутствует в содержащемся  в Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)  и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ) перечне видов надзора, в отношении которых предусматривается возможность установления другими федеральными законами особенностей организации и проведения проверок. 

Кроме того, для проведения надзорных мероприятий и последующего принятия мер реагирования необходимо наличие санкций за нарушение установленных обязательных требований. 

 Однако в настоящее время в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) отсутствуют специальные санкции за нарушение обязательных требований, предусмотренных Законом № 416-ФЗ, в том числе за сброс  в централизованную систему водоотведения сточных вод с превышением установленных  к сбросу нормативов состава сточных вод, отсутствие разработанного и согласованного плана снижения сбросов, недопуск абонентом для пробоотбора представителей организации, осуществляющей водоотведение.  

Более того, по состоянию на 11.10.2019 не приняты федеральные подзаконные акты, раскрывающие положения обязательных требований, предусмотренных Законом № 416-ФЗ.  В частности, отсутствует порядок установления нормативов состава сточных вод, порядок разработки и согласования плана снижения сбросов.  

Существующие пробелы в правовом регулировании, включая неопределенность понятия «государственный экологический надзор за сбросом сточных вод через централизованную систему водоотведения», отсутствие санкций за нарушение установленных Законом № 416-ФЗ обязательных требований, а  также отсутствие подзаконных актов, устанавливающих (раскрывающих) требования, подлежащие проверке, влекут объективные сложности,  связанные с реализацией полномочий по осуществлению соответствующего вида надзора.  

На основании изложенного, для реализации на федеральном уровне предлагается следующее: 

— принятие в кратчайший срок подзаконных актов, предусмотренных Законом № 225-ФЗ,  в первую очередь, определяющих порядок установления нормативов состава сточных вод, порядок разработки и согласования плана снижения сбросов; 

— внесение государственного экологического надзора за сбросом сточных вод  через централизованную систему водоотведения в перечень видов государственного экологического надзора, установленный Законом № 7-ФЗ, либо включение данного вида надзора  в закрепленный Законом № 294-ФЗ перечень видов надзора, в отношении которых предусмотрена возможность установления другими федеральными законами особенностей организации  и проведения проверок; 

— введение в КоАП РФ санкций за нарушение обязательных требований, предусмотренных Законом № 416-ФЗ. 

 

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

English EN Finnish FI Russian RU
Размер шрифта
Контраст