«Зеленый» транспорт

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

К.В. Поляков, генеральный директор Дирекции по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области

– Несколько лет назад «РИА Новости» подготовили экологический рейтинг транспорта: самым чистым во всем мире являются железные дороги. Как вы считаете, почему именно железнодорожный транспорт считается более экологичным, чем, например, велосипед?

– Железные дороги производят не более 2% всего объема парниковых газов в стране. Большинство перевозок в России осуществляется на электрифицированных железных дорогах, это и общественный городской транспорт на электрической тяге, и в этом вопросе мы опережаем США и многие европейские страны.

– Как развивается железнодорожный транспорт в Санкт-Петербурге и Ленинградской области? Способствует ли АНО «Дирекция по развитию транспортной системы СанктПетербурга и Ленинградской области» улучшению работы этого вида транспорта?

– Да, разумеется. Дирекция совместно с ОАО «РЖД» принимает участие в разработке направлений и согласовании трассировки северо-восточного и юго-западного обходов Санкт-Петербурга. Необходимость строительства юго-западного железнодорожного обхода (Владимирская – Мозино – Тайцы – Бронка) связана с ежегодным ростом грузооборота портов, расположенных на южном побережье Финского залива. Также появление юго-западного обхода будет способствовать развитию трансграничного коридора «Европа – Западный Китай».

Северо-восточный железнодорожный обход Петербурга предполагает строительство ветки, предположительно от станции Павлово-на-Неве до Лосево. Целью строительства является пропуск перспективного грузопотока в направлении Финляндии и морских портов на северном берегу Финского залива в обход селитебных зон Красногвардейского и Калининского районов Санкт-Петербурга. В настоящее время ведется работа по согласованию трассировки обхода с муниципальными образованиями. Оба этих мероприятия включены в материалы разрабатываемой ОАО «РЖД» Концепции по развитию железнодорожной инфраструктуры в целях организации пригородных и внутригородских пассажирских перевозок в Санкт-Петербургском железнодорожном узле. В настоящее время ОАО «РЖД» разработан первый этап концепции, который был рассмотрен и одобрен на совещании губернатора Санкт-Петербурга с членами правительства Санкт-Петербурга, состоявшемся в сентябре 2019 года. Материалы второго этапа концепции были представлены в конце минувшего года. Строительство юго-западного и северо-восточного обходов разгрузит центр города и будут способствовать развитию пассажирского сообщения.

По заказу дирекции была разработана предпроектная документация по титулу: «Организация пригородного пассажирского железнодорожного сообщения на участке: г. Сертолово Ленинградской области – железнодорожная станция Левашово – Санкт-Петербург (Финляндский вокзал)». По результатам проработок различных вариантов обеспечения жителей Сертолово комфортной связью с Финляндским вокзалом Санкт-Петербурга приняты основные проектные решения, деньги на проектирование учтены в инвестпрограмме ОАО «РЖД». Его реализация позволит значительно повысить транспортную доступность активно развивающегося г. Сертолово и Онкологического центра в поселке Песочный.

– Какие вы видите препятствия в становлении различных видов экологического транспорта в нашей стране в целом и в Санкт-Петербурге в частности? Отстает ли Россия от мировых держав в вопросах экологии?

– Активистка Грета Тунберг признана человеком года по версии журнала “Time”, а словом года 2019 года выбрано «чрезвычайная климатическая ситуация». Все это показывает, что пристальное внимание к вопросам экологии – это общемировая тенденция, и наша страна находится в авангарде. Мы видим сосредоточение работы властей в обеспечении экологической безопасности населения, особенно в последние несколько лет.

Отвечая на вопрос о сдерживающих факторах. Если говорить, например, о переходе на газомоторное топливо, то в России главным препятствием можно считать слабое развитие инфраструктуры. Это малое количество заправочных станций, а самое главное – заводов по производству такого газа.

Дирекция занимается разработкой концепции внедрения пассажирских судов на электродвигателе на водных маршрутах Санкт-Петербурга. Наиболее сложная задача, которую необходимо решить по итогам разработки концепции, – разработка и согласование с профильными исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга схемы размещения береговых зарядных
станций мощностью 200–2000 кВт (двунаправленные российские инверторы от 75 кВт до 5000 кВт). Береговые зарядные станции предлагается разме-стить преимущественно в границах или в непосредственной близости к городским причалам, находящимся в ведении СПб ГКУ «АВТ».

– В чем преимущества пассажирских судов на электротяге?

– Внедрение судов на электродвигателе на туристических маршрутах Санкт-Петербурга – инновационный подход к развитию отрасли, который позволит снизить эксплуатационные затраты для перевозчиков. Это мировой тренд: последние годы во многих европейских странах предпринимаются попытки создать своего рода «теслу» в размерности серьезного транспортного судна, перевозящего не только пассажиров, но и крупногабаритные грузы. Средний возраст судов, используемых на городских туристических маршрутах, приближается к отметке в 30 лет. Их все равно необходимо скоро менять, а спрос на водные прогулки по Петербургу растет ежегодно на 10–15%. Такая статистика не может не радовать. Правительство Российской Федерации в этом году приняло ряд мер, направленных на поддержку отечественного судостроения. Программа лизинга строительства судов, предоставление субсидий по кредитам и лизинговым платежам, судовой утилизационный грант направлены на стимулирование судовладельцев, транспортных и лизинговых компаний.

В рамках ежегодной выставки «Транспорт России», которая состоялась в Москве в ноябре 2019 года, наш проект по развитию экологических судов на электродвигателе получил поддержку со стороны специального представителя Президента Российской Федерации по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорту Сергея Иванова.

– Основной экологической проблемой эксперты считают автомобили, а их количество растет с каждым годом. Помимо загрязнения воздуха, жители Петербурга и Ленобласти вынуждены стоять в пробках. Как бороться с этой проблемой?

– Мы ежегодно проводим социологическое исследование среди жителей обоих регионов с целью определения направлений и мероприятий, необходимых для комплексного развития транспортной системы города и области. Согласно данным исследования наиболее популярным является общественный наземный транспорт – 47,8%, а легковой автомобиль занимает второе место – 36,4%. Один из вопросов нашей анкеты был посвящен выявлению обстоятельств, при которых автомобилисты станут или не станут пользоваться общественным транспортом. Стоит отметить, что категоричных противников общественного транспорта стало на 5% меньше по сравнению с 2018 годом.

Петербуржцы и жители Ленобласти готовы пересесть на общественный транспорт при условии, что он будет комфортным, безопасным и удобным. Еще одна интересная тенденция – доля автовладельцев уменьшилась с прошлого года на 3,51%. Причем наибольшее сокращение доли автомобилистов (10,6%) произошло среди респондентов возрастной группы 18–24 лет. На 10,2% сократилась доля автомобилистов среди 25–34-летних. Со временем все больше людей будет пересаживаться на общественный транспорт. Но для того чтобы это произошло, нужно развивать инфраструктуру и популяризировать саму идею общественного транспорта.

– Дирекция также занимается проектами приграничного сотрудничества. Расскажите, пожалуйста, о проекте по развитию велосипедного движения между Россией и Финляндией.

– В рамках Программы приграничного сотрудничества «Юго-Восточная Финляндия – Россия 2014–2020» мы получили грант на создание выделенной велосипедной дорожки от города Светогорска до государственной границы РФ в районе МАПП «Светогорск». Ведущим партнером, отвечающим за реализацию проекта, является дирекция. Со стороны Финляндии участвуют г. Иматра и Центр экономического развития, транспорта и окружающей среды Юго-Восточной Финляндии. Со стороны России партнером в проекте является г. Светогорск. Актуальность этого пилотного проекта обусловлена близким расположением городов Светогорск и Иматра и существующим между ними интенсивным велосипедным движением. Порядка 34 тыс. велосипедистов ежегодно пересекают государственную границу. Окончание строительства и проведение велопробега планируется в 2021 году. Светогорск и Иматра – города-побратимы. Протяженность велодорожки составляет менее 10 км, и это самый популярный велосипедный маршрут для прохождения границы.

По территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области проходят два трансъевропейских веломаршрута: EuroVelo 10 (вокруг Балтийского моря) и EuroVelo13 (от Норвегии до Турции). Однако официально участки на территории России не имеют сертификата соответствия стандартам EuroVelo: необходимо создание соответствующей велоинфраструктуры. Участники европейского велодвижения очень заинтересованы в том, чтобы появились такие маршруты, особенно с учетом введения с 1 октября 2019 года бесплатной электронной визы для граждан 53 стран.

– Станут ли Петербург и Ленинградская область экологичными регионами?

– Я смотрю на развитие экологичных видов транспорта и на усилия региональных властей в борьбе за экологию с оптимизмом! Мы ведем огромную работу по развитию экологичных видов транспорта. Только наша дирекция курирует четыре таких проекта. Недавно я прочитал, что Министерство промышленности и торговли РФ поддержало проект первого отечественного электромобиля на солнечных панелях, разрабатываемого командой на базе одного из петербургских вузов. Разработчики считают, что этот вид транспорта может быть востребован в России, в частности в Краснодарском крае и других регионах, где большое количество солнечных дней в году. Голландия, которую все приводят в пример в качестве самой велосипедной страны в мире, прошла путь длиною больше 30 лет для того, чтобы получить такой результат. Мы еще только в начале пути, но я уверен, что мы движемся в правильном направлении.

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

English EN Finnish FI Russian RU
Размер шрифта
Контраст