Интеграция науки и образования для обеспечения экологической безопасности

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Т.С. Титова, ФГБОУ ВО Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, д-р техн. наук, профессор;
Р.Г. Ахтямов, ФГБОУ ВО Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, канд. техн. наук, доцент

Современное состояние окружающей среды, особенно в мегаполисах, требует снижения вредного воздействия предприятий на экологические системы, уменьшения уровня заболеваемости населения посредством улучшения качества воздуха и воды. Основой решения актуальных задач в области экологической безопасности является ответственность нынешнего поколения за благосостояние будущего.

Согласно пункту 7 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», большинство задач национального проекта в сфере экологии можно решить исключительно при содействии всех социальных слоев и групп в практике природоохранных мероприятий. Социодинамика культуры является неотъемлемой частью экологического менеджмента. Только путем экологического образования всех граждан РФ можно создать функционирующую систему для решения экологических проблем и применения мер по регулированию природопользования.

Схема процесса преподавания специальных дисциплин

В Петербургском государственном университете путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС) на кафедре «Техносферная и экологическая безопасность» разработаны инновационные технологии, внедренные в учебный процесс при подготовке бакалавров и магистров в области техносферной безопасности в интересах устойчивого развития. Сущность технологии заключается в многократном изучении материала студентами на различных уровнях: зрительном, вербальном восприятии, вербальном повторении, слуховом повторении, учитывая все типы сенсорной типологии.

Применяемая технология значительно дополняет традиционные лекции. Следует заметить, что в настоящее время, время  информационных технологий, преподаватель не может являться единственным источником знаний. С каждым годом перечень источников информации расширяется. Тем не менее, роль квалифицированного лектора, владеющего широким кругозором, системой профессиональных знаний, в настоящее время особенно велика. Чтобы увлечь студента любого сенсорного типа, необходимо определенное мастерство лектора и его профессиональные компетенции.

Результатами научно-исследовательской работы в области обеспечения экологической безопасности стало:
• создание рецептуры производства шумозащитных экранов из щепы шпал;
• изготовление брикетов из углистого остатка сжигания шпал;
• разработка энергоэффективной технологии переработки пищевых отходов с получением биогаза;
• разработка конструкции грузового танка нефтеналивного судна.

Такое разнообразие тематик научных исследований неслучайно, ведь ПГУПС – первое инженерное транспортное высшее учебное заведение России. Оно основано в 1809 году манифестом императора Александра I как Институт Корпуса инженеров путей сообщения. Организатором института и его первым ректором был Августин Бетанкур – выдающийся инженер, ученый, архитектор и строитель, государственный деятель, заложивший основы инженерного образования в нашей стране.

Кроме развития профессиональных навыков, в ПГУПС реализована концепция совершенствования надпрофессиональных навыков студентов. Без них выпускникам будет сложно интегрироваться в производственную, научную, коммерческую области. Одним из успешных проектов по развитию надпрофессиональных навыков студентов в области бережного отношения к окружающей среде стал кружок экологической культуры Terra ПГУПС.

Кружок представляет собой группу единомышленников, объединенную общим делом – экологическим просвещением, самообучением, участием в природоохранных мероприятиях Санкт-Петербурга, а также проведением аналитической и исследовательской работы в области охраны окружающей среды. Основными целями кружка являются повышение экологического самосознания обучающихся и сотрудников; «экологизация» вуза, а также совершенствование системы обращения с отходами в вузе; воспитание будущих специалистов, ориентированных на применение «зеленых» технологий в своей профессиональной деятельности.

Студентами и сотрудниками, активистами кружка Terra ПГУПС, на настоящий момент сделано следующее:
• постоянное участие в городских благотворительных акциях, например ежегодной акции «Чистый берег»;
• сбор и обмен макулатуры на саженцы в рамках VI Международной научно-практической конференции «ТЭБТРАНС-2018»;
• в ПГУПС установлены контейнеры для сбора макулатуры и экобокс для сбора опасных отходов.

Благодаря тому, что вуз был включен в городскую адресную программу, организован и проведен фестиваль GreenWeek для студентов и сотрудников университетов Санкт-Петербурга, открытая лекция «Особо охраняемые природные территории города». В рамках презентации 75-го выпуска журнала «Экология и право» проведена открытая лекция для учеников старших классов Заклинской средней школы города Луга и т. д.

Кроме того, проект экологического фестиваля «GreenFrog» кружка экологической культуры Terra ПГУПС признан лучшим образовательным проектом в сфере экологии по итогам ежегодного всероссийского конкурса лучших региональных природоохранных практик «Надежный партнер – Экология». Конкурс проводился при поддержке Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике, Министерства энергетики РФ, Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Министерства промышленности и торговли РФ и Министерства строительства и ЖКХ России.

Студенты, аспиранты, трудовой и научно-педагогический коллектив ПГУПС работают для дальнейшего совершенствования учебно-образовательного процесса во взаимосвязи с наукой и производством, удовлетворения растущих потребностей Российской Федерации в высококвалифицированных специалистах с учетом заботы об окружающей среде. Поддержание высокого статуса научно-образовательного центра, обеспечивающего опережающее развитие и эффективную эксплуатацию транспортных систем и территорий страны, прежде всего ее северо-западных регионов, – в этом состоит миссия университета.

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

English EN Finnish FI Russian RU
Размер шрифта
Контраст