Путешествие из реальности в сказку и обратно

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Л.И. Александрова, детский писатель, член Союза писателей России

Многие взрослые и дети, побывав на водном шоу с участием дельфинов, восхищаются их ловкостью, пластичностью, умением понимать человека и подчиняться его воле. Надолго запоминаются эти трюки. Цирк на воде! Но как поверхностен такой взгляд и как несправедливо унижает он этих чудесных морских животных! А ведь если узнать о дельфинах больше, взглянуть на них, как на древнейших обитателей нашей планеты, наделенных уникальными, во многом еще не разгаданными способностями, то окажется, что и человеку есть чему у них поучиться…

Я впервые заинтересовалась дельфинами, побывав в крымском лечебном дельфинарии и услышав от экскурсовода о чудесных случаях лечения неврологических заболеваний с помощью дельфинотерапии. Но более всего меня поразил тот факт, что после общения с дельфинами у некоторых пациентов открывались новые способности к творчеству.

Это знакомство послужило толчком для написания поэмы «Девочка и дельфин» – трогательной истории дружбы между человеком и животным. Мне хотелось показать исцеляющую силу этих чувств и призвать юных читателей задуматься о тесной связи двух миров – земного и морского, Земля для которых – единый дом.

Вот вкратце сюжет и выдержки из текста. Несчастный случай привел девочку Таню в лечебный дельфинарий на берегу Черного моря, а встреча с дельфином стала счастливым, поворотным событием в ее жизни. Дружба, возникшая между дельфином Тэдом и Таней, не только помогла восстановить здоровье девочки, но и открыла в ней поэтические способности, а также сформировала ее мечту стать дельфинологом и решать экологические проблемы морей и океанов. На выбор профессии решительным образом повлияли встречи с учеными-экологами, организованные в школе.

 

День школьный начинался необычно –
Приглашены защитники природы.
Они предмет свой знают на «отлично»,
И это дело чести, а не моды –
Животных защищать…
Им о питомцах
Наперебой рассказывали дети…
И в класс как будто заглянуло солнце,
Когда читали сочинения о лете.
Танюша – о дельфинах, увлеченно –
Ее такой давно не видел класс.
А тему завершить помог ученый,
И много разъяснил его рассказ:
«В стремленье к человеку все дельфины –
Вот чудеса! – доверчивы, просты.
Зовут дельфинов этих – афалины,
Они же – черноморские киты.
В беду попали, и спасли их люди. 

Теперь живут в бассейне впятером,
И ни один из них в долгу не будет,
За все добро готов платить добром…
Ребята! Надо знать, что на Земле
Поверхность вод намного больше суши.
Мы словно на огромном корабле…»
«Кто капитан?» – Стас тишину нарушил.
«Экологи, помощников ища,
Работают – Земле нужна опека,
Ведь человеку Землю защищать
Приходится, увы, от человека!..
Согласен стать защитником Природы?
Чти правила ее – они просты:
Не засоряй леса, поля и воды,
Храни планету, где родился ты.
Окинь ее неравнодушным взгля дом,
Пускай летают в космос корабли,
Заботься обо всем, что здесь,  что рядом,
Грядущее храня для всей Земли!»

Стать капитаном корабля мечтает Танин одноклассник  Стас. Совпадение интересов  ведет к тому, что между ними завязывается крепкая дружба, перерастающая в любовь… И вот они уже Былиновы – семейная пара отправляется в далекое плавание в составе международной экспедиции по изучению дельфинов в открытом океане.

Гостеприимно распахнув объятья,
Хозяин-Океан разгладил воды
И встретил их,
как долгожданных братьев.
Людей мечта призвала в эти дали,
Мудрейшего познать – понять себя…
Планету исцелить они мечтали…

Так заканчивается эта поэма… Но было очень жаль расставаться с героями, чувствовалась какая-то недосказанность. И вот в скором времени мне удалось побывать на встрече с действительными участниками такой международной экспедиции. Интерес к дельфинам, к вопросам экологии океана возрос многократно. «Море» информации на эту тему, а также желание донести ее до юного читателя рождает в моей душе новую «волну» и заставляет вновь взяться за перо.

В следующей поэме, которая названа «Путешествие в дельфинье царство», сын прежних героев, Татьяны и Стаса, Максим отправляется в путешествие с родителями по Черному морю. Далее знакомство и дружба с дельфиненком Грандом переносит читателя в сказочный подводный мир. Все здесь ново, интересно и необыкновенно красиво! Чем больше времени проводит Макс в обществе Гранда, тем больше хочет узнать о нем самом и об этом удивительном мире. Здесь действуют свои законы, но существует и немало проблем, о которых поведали Максу его подводные друзья. Мальчик получает ответы на многие вопросы, но пытливость заставляет задавать новые и новые. Макса особо впечатляет экскурсия по лабиринтам подводного мира.

Дельфин-экскурсовод:

Но пищевая цепь – закон,
Не должен нарушаться он.
Природа, как всегда, умна,
Предусмотрела все она.
Открою вам секрет один,
Что обитатели глубин,
Точнее, устрицы, моллюски, –
Экологи, их круг не узкий.
Жильцы придонных поселений
Хранят моря от загрязнений,
Сквозь жабры пропуская воды.
Они – защитники природы.

Гребешок:

И губят нас числом немалым,
Когда по дну проводят тралом.
Тем нарушают жизнь растений,
Хозяйства донных поселений.
Но, вопреки дурным прогнозам,
Подводные биоценозы
Вновь собираются в стада,
В сообщества, как в города…

Дельфин-экскурсовод:

Вот наш инкубатор – поверхностный слой.
Здесь солнце поможет икринке любой
В малька превратиться…
Он, как на качели
Качаясь, растет в водяной колыбели.
Все было б прекрасно, но только на деле
Большие напасти моря одолели:
Разлитая нефть не пропустит лучи.
Нет солнца – нет жизни – беда, хоть кричи!

Максим:

От ядов, от стоков отправленных вод,
От мусора воду морей кто спасет?
Дельфин-экскурсовод:
Ученый-эколог и ты, юный друг.
И всякий, кто с честью войдет в этот круг!
В едином порыве, в подходе умелом
Поддержим друг друга и словом, и делом!

Вопросы экологии морей, обсуждаемые жителями подводного мира, созвучны с нашими представлениями. Общаясь, дельфины и просвещают, и обучают Максима. Проведя значительное время в тесном контакте с ними, пропустив сквозь свое сознание проблемы своих новых друзей, сопереживая им, Максим возвращается на берег другим человеком. Он окрылен чувством сопричастности и невероятной ответственности, осознавая особенное положение человека на Земле. А мнение дельфинов таково:

«Да, человек беспомощен в воде,
Но познает моря и сушу… Он же
Всегда беречь два наших мира должен,
Планету нашу не предать в беде!..
Память воды – это память Земли,
Память небес… Им солгать не могли
Слезы планеты. Вы слышите стон?
Людям о многом поведает он.
Стонет Земля… На вопросы ответом –
Грезы дельфинов – не станут секретом».

Но время путешествия исчерпано, пора возвращаться в родную среду. Печаль, охватившая мальчика в связи с расставанием с друзьями-дельфинами, непроизвольна и естественна… И как своевременны слова песни, несущейся с берега!.. Навстречу возвращающимся на берег путешественникам лилась песня юннатов:

«Нам доверяют звери и птицы,
С нами секретом готовы делиться
Стражи морей, голубые дельфины –
Все на планете равны и едины!
Взрослым природу беречь помогаем,
Учимся доброму, многое знаем.
И, сохраняя здоровье природы,
Счастье планеты продляем на годы.

Припев:
Мы – добровольцы, мы – дети-юннаты,
Любим восходы и любим закаты.

С этой любовью нам жить интересней
Вместе с природой, с доброю песней!..
Природа – учитель и наша забота,
Кого-то накажет, обучит кого-то.
Она справедлива и доброго сердцем

Приблизит, поймет и поможет согреться.
Нежна у природы душа и открыта.
Известно, все время нужна ей защита
От зла, равнодушно-холодного взора…
Наши дела – ей плечо и опора»…
Слушал Максим… Словно добрая сила
В светлые дали его уносила…

Да! Теперь Максим знает, как ему жить, у него есть цель-мечта, которую он, конечно же, осуществит. Главное – есть четкое осознание роли человека на планете Земля. А в блокноте Татьяны появились новые стихи:

«Мы шли против солнца, и море блистало,
Расплавленным вдаль проливалось металлом.
Все к солнцу тянулось… О дивное диво!
Вдруг море вокруг заплескалось игриво…
Дельфины, дельфины, блестящие спины!
Как взрывом нарушив бескрайнюю гладь,
Неслись, обгоняя друг друга, дельфины,
Всем видом спешили нам, людям, сказать,
Что рады знакомству.
В их каждом движенье
Читались восторг и любовь – не унять.
Прощались, но было светло настроенье.
Как будто готовы ответно принять
Такую ж любовь к ним, к морям, океанам –
Огромнейшей части планеты Земля:
«Вы, люди, в прогрессе земном, неустанном
Дерзайте, родную планету храня!»

У каждого из семьи Былиновых свой путь в формировании экологической культуры. Но каждый из них проходит этот путь достойно, понимая, что экология ПЛАНЕТЫ начинается с экологии ДУШИ каждого из нас.

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

English EN Finnish FI Russian RU
Размер шрифта
Контраст