Рашид Исмаилов

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

председатель Российского экологического общества, заместитель председателя Общественно-делового совета Национального проекта «Экология»

Рашид Исмаилов: каждое решение органов власти в природоохранной сфере должно проходить общественную экспертизу

– Рашид Айдынович, вы являетесь участником Национального проекта «Экология». Насколько учтено проектом мнение общественности?

– Национальный проект «Экология», разработанный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации №204 от 07.05.2018, в обязательном порядке предусматривает экспертное сопровождение всех этапов его реализации. Для его эффективной реализации
особую роль играет участие экспертного сообщества и представителей общественности на всех его стадиях. Как показала практика, общественный контроль и научно-экспертное сопровождение национального проекта в целом и всех федеральных проектов, входящих в его состав, являются обязательным условием достижения целевых показателей. Для решения поставленных задач в паспортах федеральных проектов установлены контрольные точки и определены мероприятия под общим названием «Организован общественный мониторинг и экспертное сопровождение реализации федерального проекта, проведена социологическая оценка удовлетворенности населения экологической обстановкой». Подчеркну, научно-экспертное сопровождение нацпроекта необходимо как на федеральном уровне, так и на региональном. Такое сопровождение целесообразно осуществлять при подготовке проектов нормативных правовых актов, инвестиционных программ, реализации мероприятий и подготовке сметных расчетов на их  затраты, рассмотрении отчетов об эффективном использовании бюджетных средств и контроле достижения качественных и количественных показателей всего нацпроекта и его одиннадцати федеральных проектов.

Кроме этого, научно-экспертное сопровождение нацпроекта позволяет выявлять проблемные вопросы и выносить их на публичное
обсуждение с представителями общественности, вырабатывать пути их решения, представлять предложения. Есть и еще крайне важный сегодня эффект от такого сопровождения – в регионах удается организовать конструктивный диалог представителей органов государственной власти и общества. В настоящее время мы наблюдаем дефицит прямого диалога по вопросам экологии. Это, в свою
очередь, является фактором для возникновения социально-экологических конфликтов. Кстати говоря, правовые условия для научнокспертного сопровождения нацпроекта «Экология» в регионах созданы. В целях осуществления проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации и федеральных органах исполнительной власти формируются специальные органы управления проектной деятельностью, которые определяются функциональной структурой проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации №1288 от 31.10. 2018 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации». Кроме этого, указанный документ определяет и рабочие органы управления
проектной деятельностью как на федеральном, так и на региональном уровне – это ведомственные проектные офисы и региональные проектные офисы. Общественным организациям и экспертам нужно и самим быть активными и обращаться в региональные проектные офисы для совместной работы по повышению эффективности реализации нацпроекта «Экология».

– Вы часто посещаете регионы нашей страны. Какие задачи вы решаете? Существует ли потребность в общественно-экспертном сопровождении деятельности региональных властей?

– Особое внимание при осуществлении научно-экспертного сопровождения необходимо обратить, конечно же, на региональную составляющую реализации нацпроекта, в частности на взаимодействие всех субъектов научно-экспертного сообщества при выполнении задач для достижения целевых показателей региональных программ. Экспертное сопровождение региональных программ необходимо выстраивать по модели, которая учитывает вовлеченность наибольшего количества профессиональных участников и референтных групп. Как показала практика реализации мероприятий по научно-экспертному сопровождению региональной экологической политики в субъектах Российской Федерации, одним из эффективных механизмов этой работы является создание специальной экспертной площадки при главе региона – общественно-экспертного совета. Предпосылками создания такого совета являются необходимость формирования и представления независимых и высокопрофессиональных экспертных позиций по актуальным вопросам реализации региональной природоохранной политики, в том числе нацпроекта «Экология», профилактика возникновения социально-экологических конфликтов, сопровождение инвестиционных проектов и т. д. При этом важно, чтобы консультативно-совещательный орган был представительным (участие ведущих федеральных экспертов) и объективным при подготовке экспертных позиций. Совет должен стать авторитетной, независимой и профессиональной экспертной площадкой, на которую исполнительные и законодательные органы региональной власти смогут опираться в своей работе.

Основной целью общественно-экспертного совета является повышение уровня экспертности принятых или готовящихся решений региональных органов власти или хозяйствующих субъектов в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности на  территории субъекта Российской Федерации. Перечислю его ключевые задачи: экспертиза проектов нормативно-правовых актов; экспертиза управленческих и технологических решений в рамках реализации национального проекта; формирование экспертных позиций по актуальным вопросам общественно значимой экологической проблематики в части снижения рисков возникновения социально-экологических конфликтов; формирование экспертных позиций для представления интересов региональны органов власти на федеральном уровне; подготовка предложений по повышению эффективности реализации экологической политики.

Представляется принципиальной позиция, которая предусматривает формирование состава совета без представителей исполнительной и законодательной власти региона. Это исключает конфликт интересов и обеспечивает его независимость.

Говоря о формате работы совета, учитывая личный опыт организации и модерирования двух таких площадок в Челябинской и Омской областях, рекомендую проводить очные заседания совета не чаще одного раза в месяц. Заседания общественно-экспертного совета при
необходимости могут проходить в расширенном составе с приглашением представителей органов власти и отраслевых специалистов, а также с участием СМИ. Кроме того, в повестку работы экспертного совета рекомендую включать формат выездных мероприятий (например, на строящиеся объекты инфраструктуры в сфере обращения с отходами и предприятия промышленности, которые принимают участие в реализации мероприятий нацпроекта «Экология»).

Для постоянного функционирования работы совета целесообразно сформировать открытые рабочие группы с привлечением широкого научно-экспертного сообщества и общественных организаций по отраслевым направлениям, а также отдельным актуальным и резонансным вопросам.

– Можете выделить какие-то направления экспертной работы, которые требуют особого внимания?

– Особое внимание при научно-экспертном сопровождении нацпроекта «Экология» необходимо обратить на вопрос повышения эффективности расходования федерального бюджета. Сегодня с учетом оптимизации расходов бюджетных средств и пересмотра параметров национального проекта этот вопрос является крайне важным. Нужно проводить общественный и независимый аудит обоснованности технологических решений, обозначенных в проектно-сметной документации. Особенно это актуально при проведении работ по рекультивации объектов накопленного экологического вреда.

Говоря о региональной составляющей научно-экспертного сопровождения нацпроекта «Экология», необходимо обратить внимание на задачи по выявлению в субъектах Российской Федерации наиболее успешных проектов. Сегодня есть запрос на эффективные  природоохранные практики. Такую работу мы ведем по нескольким направлениям. Цель одна – оказание содействия регионам по выявлению эффективных природоохранных региональных практик и проектов для их дальнейшего тиражирования. Мы вместе с Ассоциацией «Надежный партнер» создали такой проект – Всероссийский конкурс по отбору лучших региональных природоохранных практик «Надежный партнер – Экология». Нас поддержал Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию. Подобные конкурсы могут быть организованы и проведены на региональном уровне, тем самым демонстрируя возможности и потенциал региона с точки зрения инвестиционной привлекательности природоохранной сферы.

Еще один проект обращает на себя внимание – платформа «Смартека» Агентства стратегических инициатив. Проект собирает действующие практики, в том числе по направлению «Экология и природные ресурсы». Основная задача «Смартеки» схожа с конкурсом «Надежный
проект – Экология»: выявлять и тиражировать самые успешные проекты. Причем речь идет не только о бизнесе, очень много интересных практик направляют некоммерческий сектор,  природоохранные НКО.

Хочу обратить внимание на значимый вопрос, который требует решения в том числе и через общественно-экспертную поддержку. До сих пор актуальным является вопрос повышения информированности общества о реализации мероприятий нацпроекта «Экология». Это задачи как федерального уровня, так и регионального. Стратегические цели, задачи, идеология нацпроекта должны быть доведены до
каждого человека, при этом они должны быть ему понятными. Это залог принятия обществом действий органов государственной власти по реализации экологической политики, а также вовлеченности общественных организаций, волонтеров.

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

English EN Finnish FI Russian RU
Размер шрифта
Контраст