Парниковые газы: минимизация выбросов, потенциальные источники

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Санкт-Петербург – важный экономический, научный и культурный центр России, крупный транспортный узел. В его промышленном комплексе представлены практически все производственные виды деятельности. Основу промышленности Санкт-Петербурга составляют более 750 крупных и средних предприятий, часть из которых входит в число ведущих в России, и более 20 тыс. малых предприятий.

Темпы роста промышленного производства в Санкт-Петербурге в 2018 году существенно превысили средние показатели по Российской Федерации. По итогам 2018 года индекс промышленного производства (ИПП) в Санкт-Петербурге по сравнению с соответствующим периодом 2017-го составил 105,0% (в среднем по России – 102,9%). В январе–феврале 2020 года индекс промышленного производства в Санкт-Петербурге по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составил 103,6% (в среднем по России – 102,2%).

В машиностроении наиболее высокие темпы роста достигнуты в производстве прочих транспортных средств, включая судостроение (ИПП 119,0%), в производстве электрического оборудования (116,7%), в производстве машин и оборудования (110,2%), в производстве компьютеров, электронных и оптических изделий (108,3%).

Среди важнейших видов машиностроительной продукции существенно возросло производство:

• приборов для контроля прочих физических величин – рост в 1,9 раза;
• навигационных, метеорологических, геофизических приборов и аналогичных инструментов – рост в 1,6 раза;
• специальных электрических машин и аппаратуры – на 12,6%;
• коммуникационной аппаратуры, радио- или телевизионной передающей аппаратуры – на 11,6%;
• в высокотехнологичном секторе также возросло производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях (ИПП – 119,2%);
• в производстве пищевых продуктов в январе–феврале 2020 года ИПП составил 102,3%;
• в производстве кожи и изделий из кожи (ИПП 144,3%);
• в производстве готовых металлических изделий (ИПП 132,1%);
• в производстве резиновых и пластмассовых изделий (ИПП 115,2%);
• в полиграфической деятельности и копировании носителей информации (ИПП 107, 6%);
• в производстве химических веществ и химических продуктов (ИПП 106,0%);
• в производстве бумаги и бумажных изделий (ИПП 103,8%);
• в производстве напитков (ИПП 102,1%).

В январе–феврале 2020 года объем отгруженной промышленной продукции по Санкт-Петербургу составил 392,2 млрд рублей (100,1% к соответствующему периоду 2019 года). Санкт-Петербург – крупнейший транспортный узел Северо-Запада России и второй в стране после Москвы. Он включает в себя железные дороги, морской и речной транспорт, автомобильные дороги и авиалинии. Через город проходят два евразийских транспортных коридора «Север – Юг» и «Севсиб», Панъевропейский транспортный коридор №9, европейский автомобильный маршрут E18, связывающий Скандинавию с центром России.

На территории Санкт-Петербурга находятся аэропорт Пулково и военный аэродром Левашово. Главными «воздушными воротами» является аэропорт Пулково, который ориентирован на обслуживание перелетов в другие страны и по России.

Морской порт Санкт-Петербурга состоит из Большого порта Санкт-Петербург и Пассажирского порта Санкт-Петербург и является одним из крупнейших портов России на Балтийском море. Порт Санкт-Петербург соединен с морем Морским каналом протяженностью 27 миль и открыт для захода судов круглый год.

В Санкт-Петербурге имеется пять действующих железнодорожных вокзалов: Балтийский, Витебский, Московский, Финляндский и Ладожский. Они входят в Северо-Западную региональную дирекцию дирекции железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД». С четырех вокзалов осуществляется как пригородное, так и дальнее сообщение, один вокзал (Балтийский) обслуживает только пригородные перевозки. Все железные дороги Санкт-Петербурга относятся к Октябрьской железной дороге, в которую входит Санкт-Петербургский железнодорожный узел.

В результате сжигания органического топлива в промышленности и на транспорте образуется основная доля выбросов диоксида углерода. Выбросы метана и закиси азота при этом вносят незначительный вклад в суммарные выбросы парниковых газов.

Выбросы диоксида углерода и метана происходят также в результате промышленных процессов и получения товарной продукции. Значительное количество парниковых газов образуется при производстве минеральных материалов (стекла, керамических изделий), в металлургической промышленности (производство стали, готовых металлических изделий и др.).

Выбросы, связанные с утечкой газов, включают в себя выбросы, обусловленные транспортировкой или распределением газа по сетям среднего и низкого давления.

Выбросы ГФУ (гидрофторуглероды) и ПФУ (перфторуглероды) происходят за счет эксплуатации и заправки бытового и промышленного холодильного оборудования, от систем кондиционирования воздуха и охлаждения, при противопожарной защите.

Кроме того, выбросы парниковых газов (метана) происходят в результате биологической очистки сточных вод, содержащих органические загрязнения (к ним относятся коммунально-бытовые и часть промышленных стоков). С этим источником может быть связано 8–11% глобальных антропогенных выбросов метана.

При обработке хозяйственных и индустриальных сточных вод, содержащих большое количество органического вещества, в анаэробных условиях могут происходить выбросы значительного количества метана. Часть обезвоженных илистых осадков, образовавшихся при механической и биологической очистке сточных вод, вывозится на специализированные полигоны. На полигонах захоронения может происходить анаэробное (без доступа воздуха) разложение органических веществ метаногенными (производящими метан) бактериями. Разложение отходов на полигонах может давать до 20% от общего глобального выброса метана, однако оценки этого вида выбросов имеют низкую точность. Российские полигоны захоронения твердых коммунальных отходов мало изучены с точки зрения выбросов парниковых газов и являются одним из источников, вносящих большие погрешности в инвентаризацию (ключевым источником), для которого требуются уточнения расчетов.

Сельскохозяйственное производство (животноводство) также является источником выбросов парниковых газов (метана и закиси азота) в Санкт-Петербурге, где находятся 14 организаций, осуществляющих сельскохозяйственное производство.

Оценка выбросов парниковых газов в Санкт-Петербурге

По заказу Санкт-Петербурга в 2019 году (первая оценка проводилась в 2006 году) проведены расчеты по оценке выбросов парниковых газов в Санкт-Петербурге за 2017–2018 годы.

Для проведения расчетов объемов выбросов парниковых газов по категориям источников были разработаны формы для предоставления исходной информации в рамках проведения инвентаризации выбросов парниковых газов по категориям источников. Разработанные формы могут использоваться в дальнейшем при проведении инвентаризации выбросов парниковых газов по Санкт-Петербургу.

Оценка выбросов парниковых газов проводилась по национальным Методическим рекомендациям.

Суммарные выбросы парниковых газов по Санкт-Петербургу за 2017 год в единицах CO2-экв. составили 35666,875 тыс. т, из них: CO2 – 33464,453 тыс. т СО2-экв., CH4 – 1077,424 тыс. т СО2-экв., N2O – 529,935 тыс. т СО2-экв., ГФУ – 589,888 тыс. т СО2-экв., ПФУ – 5,175 тыс. т СО2-экв

Суммарные выбросы парниковых газов по Санкт-Петербургу за 2018 год в единицах CO2-экв. составили 34831,256 тыс. т, из них: CO2 – 32922,337 тыс. т СО2-экв., CH4 – 848,397 тыс. т СО2-экв., N2O – 465,458 тыс. т СО2-экв., ГФУ – 589,888 тыс. т СО2-экв., ПФУ – 5,175 тыс. т СО2 — экв.

Вклад суммарных выбросов парниковых газов Санкт-Петербурга в суммарные выбросы по Российской Федерации составил за 2017 год 1,65%. Оценить вклад суммарных выбросов парниковых газов Санкт-Петербурга в суммарные выбросы по Российской Федерации за 2018 год не представляется возможным, поскольку данные о выбросах парниковых газов в Российской Федерации за 2018 год появятся только в 2020 году в «Национальном докладе о кадастре антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом за 1990– 2018 гг.» (к моменту подготовки материалов не опубликован).

Доминирующим парниковым газом является диоксид углерода, его вклад в суммарные выбросы парниковых газов по Санкт-Петербургу составил 93,9% и 94,5% в ед. СО2-экв. за 2017-й и 2018 год соответственно. Вклад выбросов метана в суммарные выбросы составил 3,0% и 2,4% в ед. СО2-экв., закиси азота – 1,5% за 2017-й и 1,3% за 2018 год в ед. СО2-экв. Вклад выбросов ПФУ и ГФУ составил 1,7% за 2017-й и 2018 год в ед. СО2-экв.

Сектор «Энергетика» играет доминирующую роль (95,3% в 2017 году и 95,8% в 2018-м) в совокупном выбросе парниковых газов по Санкт-Петербургу и включает в себя выбросы парниковых газов от стационарного сжигания топлива и сжигания топлива передвижными источниками. Наибольший вклад (более 50%) в выбросы парниковых газов сектора «Энергетика» вносит категория 1А1 «Энергетические отрасли» (сжигание топлива электростанциями и котельными).

Категория 1А3 «Транспорт» вносит вклад 38% в суммарные выбросы сектора «Энергетика» в 2017–2018 годах. Анализ результатов расчета выбросов парниковых газов за 2017-й и 2018 год от транспорта показал, что наибольший вклад в выбросы вносит дорожный автотранспорт (65,4% и 64,1% соответственно), среди остальных категорий источников наиболее значительный вклад вносит гражданская авиация (17,4% и 18,9% соответственно) и железнодорожный транспорт (7,4% и 6,4% соответственно), вклад остальных видов транспорта в сумме составляет 9,8% в 2017-м и 10,7% в 2018.

Вклад в выбросы парниковых газов от сжигания топлива в коммерческом и жилом секторах, в сельском, лесном и рыбном хозяйствах (в сумме категории 1А4 «Другие сектора» и 1А5 «Другое сжигание топлива») составил 7,1% в 2017 году и 4,8% в 2018-м.

Вклад категории 1А2 «Промышленность и строительство» в суммарные выбросы сектора «Энергетика» составил 4% в 2017–2018 годах. Основной объем выбросов парниковых газов (26,9% в 2017 году и 38,7% в 2018-м) от данной категории источников обусловлен сжиганием топлива в металлургической промышленности (при прокате черных металлов и производстве стали и готовых металлических изделий).

Летучие (фугитивные) выбросы от распределения газа вносят наименьший вклад (0,1%) в суммарные выбросы от категории «Энергетика» в 2017– 2018 годах.

На втором месте по вкладу в суммарные выбросы парниковых газов – сектор «Отходы» (2,9% в 2017 году и 2,4% в 2018-м), который включает в себя выбросы парниковых газов от захоронения отходов и от сброса и очистки сточных вод.

Выбросы парниковых газов от сжигания осадка сточных вод отнесены к сектору «Энергетика», так как сжигание осадка сточных вод используется для целей получения энергии.

Выбросы от сжигания осадка сточных вод малы, и их вклад в выбросы от сжигания топлива составляет в среднем 0,4%. Выбросы парниковых газов от сектора «Промышленные процессы и использование продукции», не связанные со сжиганием топлива (технологические выбросы), составили 1,8% от суммарных выбросов парниковых газов по Санкт-Петербургу в 2017–2018 годах.

Выбросы парниковых газов от сектора «Сельское хозяйство» вносят вклад 0,1% в суммарные выбросы.

В 2017–2018 годах наблюдается незначительное (2,2% и 2,3% соответственно) снижение выбросов парниковых газов по Санкт-Петербургу, вызванное, в первую очередь, снижением выбросов метана от сектора «Отходы». Снижение выбросов метана от захоронения отходов связано с увеличением количества отходов, вовлеченных во вторичное использование (увеличение промышленной обработки, утилизации, обезвреживания твердых коммунальных отходов, что позволило максимально увеличить количество и объем извлекаемых из отходов полезных фракций и уменьшить объем отходов, направляемых на захоронение). Так, по данным Росприроднадзора, на собственных объектах захоронения отходов Санкт-Петербурга в 2016 году было захоронено 1,14 млн т отходов, в 2017-м – 0,41 млн т, в 2018-м – 0,237 млн т. В настоящее время объекты захоронения отходов в Санкт-Петербурге отсутствуют.

Инвентаризация объемавыбросов парниковых газов в Санкт-Петербурге позволяет получить объективную картину современного состояния выбросов как отдельных парниковых газов, так и суммарных; оценить вклад, вносимый хозяйственной и иной деятельностью в Санкт-Петербурге, в общие выбросы парниковых газов в Российской Федерации; разработать эффективную политику в области снижения выбросов парниковых газов и борьбе с изменением климата.

Необходимо отметить, что уровень загрязнения атмосферного воздуха в Санкт-Петербурге в 2019 году (как и в 2018-м) определен Северо-Западным правлением Гидрометеорологической службы как «низкий».

Действия Санкт-Петербурга, направленные на сокращение выбросов парниковых газов

Поэтапное сокращение выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух промышленных предприятий, предприятий топливно-энергетического комплекса и иных источников указанных выбросов путем стимулирования внедрения наилучших доступных технологий в соответствии с требованиями действующего законодательства. Поэтапное сокращение использования угля и мазута в качестве топлива для котельных.

В период с 2008-го по 2011 год велась работа, направленная на снижение валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от действующих генерирующих источников и котельных за счет их реконструкции и модернизации, а также за счет перевода котельных, использующих в качестве топлива уголь и мазут, на природный газ.

В рамках договора о сотрудничестве между Санкт-Петербургом и ОАО «Газпром» осуществлялась реализация долгосрочных целевых программ по реконструкции систем теплоснабжения в Петроградском, Курортном и Петродворцовом районах города. В результате суммарный выброс загрязняющих веществ снизился в 5,6 раза по сравнению с 2007 годом, выбросы диоксида серы и частиц сажи сократились более чем в 5000 раз.

За 2013–2017 годы на объектах «ГУП ТЭК СПб» снижение выбросов загрязняющих веществ составило 1857 т, в том числе за счет выполненных следующих мероприятий

2013 год. Закрытие котельных по трем адресам. В результате проведенных мероприятий сокращено выбросов на 182 т. Реконструкция трех мазутных и угольных котельных с переводом на газовое топливо. В результате проведенных мероприятий сокращено выбросов на 1270 т. Всего снижение выбросов в 2013 году на 1452 т.

2014 год. Закрытие котельных по двум адресам. В результате проведенных мероприятий сокращено выбросов на 22 т. 2015 год. Закрытие котельных по четырем адресам. В результате проведенных мероприятий сокращено выбросов на 8 т.

2016 год. Реконструкции угольной котельной с переустройством в ЦТП. В результате проведенных мероприятий сокращено выбросов на 246 т. Закрытие котельных по двум адресам, в результате проведенных мероприятий сокращено выбросов на 60 т. Выполнение работ по реконструкции системы теплоснабжения района Малой Охты с закрытием котельных по 11 адресам. В результате проведенных мероприятий сокращено выбросов на 31 т. Всего снижение выбросов в 2016 году на 337 т

2017 год. Закрытие котельных по трем адресам. В результате проведенных мероприятий сокращено выбросов на 37 т.

2018 год введены в эксплуатацию две газотурбинные установки мощностью по 50 МВт каждая в составе ЭС-1 Центральной ТЭЦ (Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, 76), а также объединенный вспомогательный комплекс Первомайской ТЭЦ-14.

Котельные ООО «Петербургтеплоэнерго» в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 №1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» относятся к объектам III категории, оказывающим незначительное негативное воздействие на окружающую среду. Организация не эксплуатирует объекты I категории, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду, на которых законодательством предусмотрено внедрение наилучших доступных технологий.

По состоянию на март 2018 года из 279 городских котельных (всего на территории Санкт-Петербурга 15 ТЭЦ, 1086 котельных) на природном газе работало 246 (88,2%), на угле – 29 (10,4%), на мазуте – 2 (0,7%), на дизельном топливе – 2 (0,7%).

По данным Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга, в системе теплоснабжения Санкт-Петербурга имеется 69 котельных, использующих в настоящее время жидкое или твердое топливо в качестве основного, в том числе 27 котельных принадлежит ГУП «ТЭК СПб», остальные котельные находятся в ведении Минобороны России. В схеме теплоснабжения запланирована газификация данных котельных или вывод их из эксплуатации с переключением потребителей на другие источники тепловой энергии.

Из 27 котельных ГУП «ТЭК СПб» наиболее крупными являются две котельные с установленной мощностью более 50 Гкал/ч, доля годового потребления условного топлива данными котельными составляет 0,22% от потребления топлива теплоснабжающими организациями города.

Динамика увеличения подвижного состава за период 2013–2019 годов (единиц) с плановыми показателями до 2023 года
* уточненные Комитетом по транспорту Санкт-Петербурга данные (отличаются от указанных в программе – 2140).

Доля годового потребления условного топлива остальными 25 котельными составляет 0,07%. Большая часть данных котельных находится в пригородной зоне с низкой плотностью жилой застройки, поэтому они не оказывают значительного влияния на экологическую обстановку.

Представленные в схеме теплоснабжения мероприятия по газификации котельны  максимально приближены по времени и согласуются с существующими планами ГУП «ТЭК СПб». При этом наиболее крупные котельные будут газифицированы в период 2022–2023 годов. Окончание газификации всех котельных ГУП «ТЭК СПб» запланировано на 2026 год.

График перевода котельных ГУП «ТЭК СПб», использующих жидкое или твердое топливо в качестве основного, согласован с региональной программой «Газификация жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций на 2018–2022 годы», утвержденной постановлением Губернатора Санкт-Петербурга от 14.02.2018 №14-пг (рис. 1).

Рис.1. Доля неэффективных видов топлива в общем расходе

Переключение на газ котельных Министерства обороны РФ является сложно реализуемым мероприятием и требует содействия Минстроя России в связи с фактическим отказом эксплуатирующей организации от взаимодействия по указанному вопросу.

Как видно на рис. 2, доля угля, мазута и дизельного топлива, используемых в Санкт-Петербурге в настоящее время, составляет лишь 0,3% от общего расхода условного топлива, что, безусловно, является замечательным результатом в сокращении выбросов парниковых газов от сектора «Энергетика».

Рис. 2. Расход условного топлива в Санкт-Петербурге в 2019 году

Расширение сети общественного транспорта; постоянное снижение объема выбросов от городского пассажирского транспорта

В целях снижения негативного воздействия на атмосферный воздух Комитет по транспорту и подведомственное предприятие СПб ГУП «Пассажиравтотранс» приобретают подвижной состав для осуществления социальных перевозок с экологическим классом транспортных средств не ниже ЕВРО-5, в соответствии с «Программой внедрения газомоторного топлива в автотранспортном комплексе Санкт-Петербурга на 2014–2023 годы», утвержденной Правительством Санкт-Петербурга 25.08.2014 №52-рп.

В 2017 году в городе появились первые электробусы различных производителей, проходившие тестирование. С 2019 года начались плановые закупки электробусов для нужд Санкт-Петербурга.

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

English EN Finnish FI Russian RU
Размер шрифта
Контраст