На пути к циркулярной экономике: возможности для ретейла и поставщиков в новых условиях

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

О.В. Волкова, председатель комитета по торговле Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты

«Новая реальность» поставила перед бизнесом и государством новые задачи. Наиглавнейшая – поддержание стабильности операционной работы целых отраслей. Сфера розничной торговли не стала исключением, а наоборот, сформулировала стратегию.

В стрессовой для экономики ситуации звучали призывы отказаться на неопределенный срок от государственных и корпоративных приоритетов в области устойчивого развития и экологии как избыточных в новых условиях. Тем не менее, отказа от стратегических приоритетов в области устойчивого развития не произошло. На государственном уровне подтверждена приверженность достижению национальных целей и приоритетов, в центре которых – качество жизни и окружающей среды.

В этом смысле именно сейчас термин «циркулярная экономика» приобретает для бизнеса не только репутационную, но и прикладную, операционную ценность. На рынке произошло значительное «оздоровление»: многие компании отказались от спорных проектов.

Новые возможности, которые предстоит раскрыть бизнесу вместе с государством, находятся в области изменения устаревшего и избыточного регулирования. Так, например, Правительством РФ за неделю был решен вопрос по изменению требований к объему тары в детском питании (увеличение максимально допустимого объема тары с 0,25 до 0,5 л).

Ожидает решения изменение требований к информированию потребителя о свойствах товара при продаже на развес или на розлив. Предпосылки – дефицит на российском рынке самоклеящихся стикеров и термоусадочной бумаги. Очевидно, что необходимо разработать, узаконить и применять различные цифровые способы. Действующие жесткие требования по нанесению на каждую единицу покупки – производитель, срок годности, состав и т. д. К примеру, всего за два месяца ретейл научился работать в системе электронных чеков, а также вместе с поставщиками начать переход на розничную продажу хлеба без упаковки. Эти практики соответствуют устойчивой трансформации бизнеса и зеленой экономике.

Более чем очевидным и назревшим вопросом является затянувшаяся на годы дискуссия о фудшеринге и «обнулении» НДС на благотворительную передачу продукции с истекающим сроком годности. Такое чрезмерное регулирование демотивирует предпринимателей к «спасению продовольствия».

Хорошо отработанная практика сбора картона и паллет неизбежно распространится и на другие категории ценных фракций (термоусадочная пленка, стретч-пленка, пластиковые ящики). Эти, казалось бы, мелкие изменения в масштабах отрасли позволят дать колоссальный эффект по всей стране.

Циркулярная экономика – ближайшее будущее для отрасли розничной торговли, в которое нам неизбежно придется пойти вместе – ретейлу и поставщикам. И бизнесу нужно научиться вести горизонтальную коммуникацию и оперативно вносить проработанные предложения государству.

В части перехода на упаковку с использованием вторсырья в условиях, когда первичная упаковка подорожала, и по некоторым категориям в разы, производители и ретейл совсем по-другому стали смотреть на проекты по сбору упаковки. То, что раньше было только частью имиджа компании, стало операционной необходимостью.

Оптимизация корпоративных программ в области устойчивого развития не означает отказ от зеленой политики. В условиях турбулентности начался «эволюционный отбор» проектов и расстановка новых приоритетов. Критерий отбора проектов – осязаемая ценность для потребителя и самого бизнеса.

Рост цен на все материальные ресурсы выводит на первый план максимально эффективное их использование. Вовлечение их в повторный оборот – это инструмент оптимизации затрат и поддержания работы бизнеса. Сейчас для динамичного движения к циркулярной экономике есть все – бизнес-потребность, экономическая мотивация, поддержка потребителя и политическая воля государства.

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *