Изменения законодательства в области охраны окружающей среды

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Бондаренко Н.В., Пилина Е.А., комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности

В Российской Федерации уже на протяжении нескольких лет проводится реформа контрольно-надзорной деятельности, которая нацелена на повышение уровня безопасности и устранение избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности («регуляторная гильотина»). В целях реализации «регуляторной гильотины» осуществляется отмена всех неактуальных требований нормативных правовых актов, а также построение новой, современной, эффективной системы государственного контроля (надзора), направленной на снижение социально значимых рисков.

С 01.11.2020 вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 №247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (№247-ФЗ), которым определены правовые и организационные основы установления и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона №247-ФЗ, вступающей в силу с 01.02.2021, положения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. В силу ч. 4 указанной статьи нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти или уполномоченной организации, содержащим обязательные требования, должен предусматриваться срок его действия, который не может превышать шесть лет со дня его вступления в силу, за исключением случаев, установленных федеральным законом или принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.

Ст. 15 Федерального закона №247-ФЗ установлено, что Правительством Российской Федерации до 01.01.2021 в соответствии с определенным им перечнем видов государственного контроля (надзора) обеспечиваются признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмена нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора). Независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены ли нормативные правовые акты, указанные в ч. 1 ст. 15 Федерального закона №247-ФЗ, с 01.01.2021 при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанных актах, если они вступили в силу до 01.01.2020.

Кроме того, независимо от того, признаны ли утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации или отменены ли нормативные правовые акты, указанные в ч. 1 ст. 15 Федерального закона №247-ФЗ, с 01.01.2021 несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности, если они вступили в силу до 01.01.2020.

Во исполнение ст. 15 Федерального закона №247-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 №1496 признаны утратившими силу акты и отдельные положения актов Правительства Российской Федерации, отменены нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного экологического надзора.

Учитывая вышеизложенное, в конце 2020 года Правительством Российской Федерации утвержден перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения ч. 1, 2 и 3 ст. 15 Федерального закона №247-ФЗ. Также Правительством Российской Федерации утвержден ряд нормативных правовых актов, взамен утративших силу.

Рекомендуем обратить внимание на следующие наиболее значимые изменения природоохранного законодательства:

1. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 №2398 утверждены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – объекты НВОС), к объектам I, II, III и IV категорий. В случае осуществления на объекте НВОС хозяйственной и (или) иной деятельности по строительству объектов капитального строительства продолжительностью более 6 месяцев такой объект будет отнесен к объекту НВОС III категории, менее 6 месяцев – к объекту НВОС IV категории.

Кроме того, возможно отнесение к объектам НВОС IV категории при наличии одновременно следующих критериев: отсутствие выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух или наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 т в год, а также при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ; отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

Таким образом, юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие объекты, подходящие под указанные критерии, подлежат постановке на государственный учет.

Что нового? Постановке на государственный учет подлежат строительные площадки объектов капитального строительства, офисы.

Невыполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов НВОС влечет привлечение к административной ответственности по ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ.

2. Приказами Минприроды России от 08.12.2020 №1026 и №1027 утверждены порядки паспортизации и типовых форм паспортов отходов I–IV классов опасности и подтверждения отнесения отходов I–V классов опасности к конкретному классу опасности соответственно.

Согласно порядку паспортизации установление соответствия отходов виду отходов, включенному в Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242, производится путем сопоставления и установления идентичности классификационных признаков (происхождение, состав, агрегатное состояние и физическая форма) с использованием банка данных об отходах, ведение которого осуществляется в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30.09.2011 №792.

Документы, на основании которых установлено соответствие отходов I–IV классов опасности виду отходов, включенному в ФККО, подлежат хранению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в течение всего срока действия паспорта отходов.

Для отходов, включенных в ФККО, паспорт отходов составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами по типовой форме паспорта отходов I–IV классов опасности, включенных в ФККО, согласно приложению №2 к приказу Минприроды России от 08.12.2020 №1026.

Паспорт отходов, не включенных в ФККО, составляется и утверждается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не позднее 30 календарных дней со дня получения информации о подтверждении отнесения данных отходов к конкретному виду и классу опасности территориальными органами Росприроднадзора по типовой форме паспорта отходов I–IV классов опасности, не включенных в ФККО, согласно приложению №3 к приказу Минприроды России от 08.12.2020 №1026.

Паспорт отходов, не включенных в ФККО, подлежит переоформлению на паспорт отходов, включенных в ФККО, в течение 30 календарных дней с даты включения соответствующего вида отходов в ФККО, о чем индивидуальный предприниматель или юридическое лицо уведомляется Росприроднадзором в письменной форме в течение 10 календарных дней.

Порядок подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности устанавливает требования к рассмотрению территориальными органами Росприроднадора документов и материалов отнесения отходов, образующихся у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в процессе их деятельности, не включенных в ФККО.

Что нового? Направление в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности копии паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, не требуется.

Неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I–V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I–IV классов опасности влечет привлечение к административной ответственности по ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ.

3. Минприроды России утвержден приказ от 08.12.2020 №1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами». В соответствии с порядком учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому объекту НВОС и (или) по юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в целом. Учету в области обращения с отходами подлежат все виды отходов I–V классов опасности, которые образуют юридические лица, индивидуальные предприниматели и которые получают юридические лица, индивидуальные предприниматели от других лиц с целью их накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

При организации учета образующихся отходов индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами выявляются вещества, материалы, которые образовались при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при газоочистке, очистке сточных и оборотных вод, очистке оборудования, территории, ликвидации загрязнений; выявляются изделия, которые утратили потребительские свойства при их использовании для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг; проводятся паспортизация отходов и отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке подтверждения отнесения отходов I–V классов опасности к конкретному классу опасности, установленном Минприроды России.

В случае отсутствия средств для проведения измерения фактического количества образованных, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов учет ведется с использованием расчетного метода, в котором используются сведения из технической и технологической документации, данные учета рабочего времени, результаты бухгалтерского учета, показатели нормативов образования отходов, вместимость мест (площадок) накопления отходов, мощности объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и их загрузка, иные данные, характеризующие деятельность, связанную с образованием и обращением с отходами, на основании которых может быть рассчитано количество образованных, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Кроме того, следует обратить внимание, что учет образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов осуществляется по мере образования, обработки, утилизации, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, а также размещения отходов. Данные учета обобщаются по итогам очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 25 января года, следующего за отчетным периодом. Обобщение данных учета осуществляется отдельно по каждому объекту НВОС и (или) по юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в целом в табличной форме.

Что нового? Ведение учета отходов осуществляется по мере образования, обработки, утилизации, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, а также размещения отходов; в случае отсутствия средств для проведения измерения фактического количества учет ведется с использованием расчетного метода, в том числе вместимость мест (площадок) накопления отходов. Данные учета обобщаются по итогам очередного календарного года.

Неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления влечет привлечение к административной ответственности по ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ.

4. Приказами Минприроды России от 07.12.2020 №1021, от 08.12.2020 №1029 утверждены соответственно методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООиЛР) и порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООиЛР).

Методические указания по разработке ПНООиЛР устанавливают единый подход к разработке и общие требования к содержанию и оформлению проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в котором обосновывается планируемая деятельность по образованию и обращению с отходами I–V классов опасности, образующимися в процессе осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем хозяйственной и иной деятельности на объектах НВОС, отнесенных к I и II категориям.

Порядок разработки и утверждения НООиЛР предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, а также на объектах II категории в случае получения комплексного экологического разрешения (КЭР), территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический надзор.

Неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, влечет привлечение к административной ответственности по ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ. Превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления влечет привлечение к административной ответственности по ч. 8 ст. 8.2 КоАП РФ.

5. При определении отнесения объекта к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов и региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов, следует руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2020 №1521.

Что нового? Критерием отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов, является использование территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору.

6. Лицам, эксплуатирующим объекты НВОС I–III категории, также следует обратить внимание, что с 14.12.2020 вступил в силу приказ Минприроды России от 23.06.2020 №383 «О внесении изменений в приказы Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 июня 2018 г. №261, от 11 октября 2018 г. №509, от 11 октября 2018 г. №510» (зарегистрирован в Минюсте России 02.12.2020 г., №61225), которым внесены изменения в форму отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденную приказом Минприроды России от 14.06.2018 №261.

Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля дополнен:
• табл. 2.5 «Сведения об утвержденных квотах выбросов, о соответствии выбросов на квотируемых объектах таким квотам, в случае если объект включен в перечень квотируемых объектов в соответствии с п. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2019 №195-ФЗ «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха»;
• табл. 2.6 «Сведения о реализации планов мероприятий по достижению квот выбросов, в случае если объект включен в перечень квотируемых объектов в соответствии с п. 5 ст. 5 Закона №195-ФЗ, и установления для такого объекта квот выбросов в соответствии с п. 7 ст. 5 Закона №195-ФЗ»;
• табл. 4.2 «Сведения об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления за отчетный год 20__ г.»;
• табл. 4.3 «Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, от которых получены и (или) которым переданы отходы»;

Изложена в новой редакции табл. 3.1 «Сведения о результатах учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных вод, их качества».

Таким образом, при сдаче отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2020 год необходимо руководствоваться изменениями, введенными приказом Минприроды России от 23.06.2020 №383.

Создать комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

English EN Finnish FI Russian RU
Размер шрифта
Контраст